Работу выполнила ученица МОУ СОШ 16 г. Норильска Соколова Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-исследование «Самоубийство Катерины – сила или слабость»
Advertisements

Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза». Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые.
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Драма «Гроза» А.Н.Островского Анализ IV и V действий.
Цель : Рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе и театральных постановках. Иванова Л. В. МОУ СОШ с. Смоленка.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
ТЕМА СУДА В ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ЦЕЛИ УРОКА Выяснить, как решается тема суда в драме А. Островского «Гроза»; Выяснить, как решается тема суда.
Цель : проанализировать образ героини ; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Образ героини драмы А.Н. Островского «Гроза» Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова в роли Катерины Выполнила : ученица 10 класса « А » Оршанская Кристина.
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Трагедия Катерины Кабановой по пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» М.В. Старцева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Урок литературы в 10 классе.
Транксрипт:

Работу выполнила ученица МОУ СОШ 16 г. Норильска Соколова Татьяна

Проблема : если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины - следствие глупости, аффекта, то есть слабости ; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини - проявление бескомпромиссности, то есть силы. вопрос о жанре становится ключом к нашему главному вопросу - о силе или слабости Катерины. Цель исследования - определить жанр пьесы « Гроза », исследуя характер Катерины, главной героини произведения. Объект исследования – пьеса А. Островского « Гроза » Предмет исследования – жанровая структура пьесы А. Островского « Гроза »

Пьеса А. Островского « Гроза » по своей жанровой структуре является трагедией.

Задачи : изучить рецензии на произведение А. Островского « Гроза ». исследовать творческий период создания пьесы « Гроза ». определить жанровое своеобразие « Грозы ». проанализировать социально - психологические аспекты характера главной героини. определить жанровое своеобразие « Грозы ». исследовать особенности читательского восприятия « Грозы ». Методы исследования : историко - литературный анализ, в частности : анализ художественного текста, критической литературы, сравнительный анализ, изучение биографии автора, изучение читательских мнений.

Трагедия - « форма героического представления », протекает в необычной обстановке ( в древности или отдаленной стране ), в ней принимают участие исключительные по положению лица - цари, военачальники, мифологические герои. Трагедия отличается возвышенным стилем, обостренной борьбой конфликтов между героями или внутренней психологической борьбой героя. Обыкновенный исход трагедии - гибель героя. Но гибель трагического героя не есть его поражение, а напротив - следствие необыкновенно цельного характера.

Споры о жанре « Грозы » начались с первых рецензий, в которых выражалась растерянность : от Островского ждали очередной комедии из купеческого быта, а получили нечто другое. Что же ? Все разнообразие мнений в итоге свелось к двум полюсам. Недоброжелатели стали называть « Грозу » мелодрамой, почитатели - трагедией. Островский, которого уже привычно называли « комиком », написал нечто неожиданное : или трагедию ( если пьеса удалась ), или мелодраму ( если пьеса неудачна ). Если перед нами мелодрама, значит, самоубийство Катерины - следствие глупости, аффекта, то есть слабости ; если перед нами трагедия, то тот же поступок героини - проявление бескомпромиссности, то есть силы. Вопрос о жанре становится ключом к нашему главному вопросу - о силе или слабости Катерины.

Рассмотрим, как она выглядит, говорит, воздействует на окружающих. 1. Вот Борис, который описывает Кудряшу приметы еще не названной женщины : « Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел ! Какая у нее улыбка ангельская, и от лица - то как будто светится ». Описание неземное, мистическое, но еще удивительнее реакция Кудряша : « Так это молодая Кабанова что ль ?» Простецкому, лихому парню Кудряшу описывают приметы ангела или святой, а он узнает в них Катерину. Это ли не знак исключительности героини ? Анализ текста « Грозы »

2. Противоположные состояния души Катерины подчеркиваются сильными трагедийными жестами. Отчаянные движения рук : « хватается рукой за голову », « отталкивает ключ », не обнимает, а « кидается на шею », не просто опускается, а « падает на колени ». Варвара, например, « зевает и потягивается ». Такая ремарка по отношению к Катерине невозможна, это бы снизило возвышенный образ героини. За жестами трагического героя угадывается его судьба : так, в кульминационной сцене Катерина « падает без чувств », а затем в развязке падает с обрыва.

3 Речь Катерины. Во - первых, образная, поэтическая, напевная, близкая к стихотворной. Во - вторых, прерывистая, логически несвязная. Причина этого - в трагедийной одержимости героини. Так у Катерины порой « путается язык ». В своем монологе с ключом (II, 10) Катерина начинает с того, что хочет бросить ключ : « Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки - то жжет, точно уголь »; заканчивает тем же, что так же порывисто оставляет ключ у себя : « Бросить ключ ! Нет, ни за что на свете ! Он мой теперь...» Борису при первой встрече (III, 2, 3) она сначала говорит : « Не трогай, не трогай меня !.. Зачем ты пришел, погубитель мой ?» ( при том, что она его сама позвала ), а затем вдруг : «... Иди ты теперь хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы ».

Условие трагедии - соответствие слов и поступков. Никаких задних мыслей, лукавства, никакого низкого или даже просто практического расчета не может быть. Слово в трагедии должно стать делом. Докажем на примере поступков Катерины, ее слов, что ее характер преимущественно трагедийный. Если Катерина в первом действии хочет лететь, она полетит, если обещает бежать из дома, убежит. Эти полет и бегство - в смерть : « Я скоро умру », « Быть беде » - не просто слова, все это должно сбываться и сбывается. Катерина абсолютно искренна в своих словах и поступках. Даже то, что Катерина по два раза бросается на шею и Тихону, и Борису - не обман, а желание любить и быть любимой. За Тихоном - семья, данное перед Богом слово, желание жить как все ( не по лжи ), за любимым Борисом - даль и вольница, свобода. Порыв к семейной келье ( темнице ) до третьего действия равен по силе порыву вдаль и на волю. В третьем действии, после отказа Тихона взять Катерину с собой, - осуществление свободы, свободы любить и быть любимой. Покаяние в IV действии ПРИМЕР - это страшное возвращение назад, в келью ( гроб ).

Уже современная Островскому критика восприняла персонажей « Грозы » в шекспировском духе - благодаря Катерине, которую назвали « русской Офелией », « женским Гамлетом ». В пошлости Кабанихи нашли мрачное злодейство леди Макбет, а старую барыню с ее пророчествами - макбетовской ведьмой. Некоторые критики пошли дальше - сопоставив « Грозу » с древнегреческой трагедией. Так обыватели в четвертом действий вызывают ассоциацию с древнегреческим трагедийным хором, а среда города Калинова - с древнегреческой темой рока, непреодолимой судьбы. « Само название, содержащее в себе трагедийный « заряд », предвещает « катарсис » ( очищение ), обещает зрителю сильное впечатление » ( А. Д. Галахов ). Через месяц после московской премьеры Косицкая, игравшая роль Катерины, писала : « Гроза гремит по Москве ». Гроза состоялась, трагедия победила.

Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила ( и что безосновательно приписал ей Добролюбов ). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни ( а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире ) в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т. е. сама жизнь.

Нами было проведено анкетирование среди старшеклассников. Учащимся были заданы вопросы : Самоубийство Катерины – это сила или слабость ? Кто виноват в смерти Катерины ?

Катерина - истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.