«Медиация Практика применения» 2012 год
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Для разрешения конфликтов прибегали как к переговорам между конфликтующими сторонами, так и к медиации, которую можно назвать особым видом переговоров с участием нейтрального лица. Нельзя утверждать, что ранее применялась медиация в том виде, в котором она сформировалась и существует на настоящий момент. Можно говорить лишь о применении методов примирения сторон с участием нейтрального посредника. История возникновения медиации
В начале XIX века в Российской империи была создана и эффективно действовала система коммерческих судов, которые в строгом процессуальном смысле таковыми не являлись. В отчетах коммерческих судов Российских империи того времени (середина XIX в.) употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора. Из чего можно сделать вывод, что метод, приближенный к методу работы современных медиаторов, существовал и эффективно действовал в указанные времена. Медиация в ее современном понимании начала развиваться во второй половине XX столетия. Прежде всего, в странах англо- саксонского права - США, Австралии, Великобритании, а затем уже она постепенно стала распространяться и в Европе. История возникновения медиации
Ежегодно конфликтность в сфере предпринимательства растет, что подтверждается официальной статистикой (с 2002 года количество рассмотренных арбитражными судами дел растет ежегодно в среднем на 20%) Примирительные процедуры широко известны в странах с развитой рыночной экономикой и доказали свою эффективность. В ряде стран более 80 % споров не доходят до судов и регулируются с помощью посредников (медиаторов)
ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 193-ФЗ от г. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ « Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 194-ФЗ от г. - АПК РФ - ГПК РФ - ГК РФ - ФЗ «О рекламе» - ФЗ «О третейских судах» - Проект ФЗ ВАС РФ о введении судебных посредников Правовое регулирование медиации
Коллегия посредников Калининградской ТПП Функции: -Аккредитация, ведение реестра, повышение квалификации медиаторов -Сотрудничество с Арбитражным судом Калининградской области -Практика предупреждения, разрешения споров -Методика, законодательство Медиация в арбитражном процессе -2004г. - соглашение о сотрудничестве -практика в арбитражном процессе (1-я медиация в 2009г.) -список медиаторов размещен на офиц.сайте суда -1-е медиативное соглашение в России (А /2010) -рекомендация судей -инициативная группа судей -практика в апелляционной инстанции
Понятие медиации Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Методы медиации опираются, главным образом, на ведение переговоров в русле сотрудничества Медиация - это процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой. Решение, достигнутое самими сторонами в ходе медиации, как правило, не требует принудительного исполнения, потому что стороны удовлетворены им и заинтересованы в его исполнении.
- добровольность; - равноправие сторон; - нейтральность, -беспристрастность медиатора; - конфиденциальность ПРИНЦИПЫ МЕДИАЦИИ:
- оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя реальные интересы сторон; - быть беспристрастным организатором, задавая тон переговоров и помогая сторонам достигать процедурных и содержательных соглашений; - быть активным слушателем, отделяя содержательные моменты конфликта от эмоций сторон и давая сторонам конструктивную обратную связь; - быть испытателем реалистичности и осуществимости, помогая сторонам выстраивать разумные и реалистичные предложения Что делает посредник-медиатор? Медиатор обучен (функции):
- быть расширителем ресурсов сторон, направляя стороны получать новую информацию и консультации других специалистов; - быть генератором идей, предлагая альтернативные предложения для разрешения спора; - быть учителем в достижении сотрудничества на переговорах; - содействовать сторонам в доведении соглашений до завершенности, чтобы у каждой стороны сохранялось полное понимание и ответственность по отношению к заключенному соглашению. Что делает посредник-медиатор? Медиатор обучен (функции):
Процедура медиации
Медиация как профессия Федеральный Закон 193 от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулировании споров с участием посредника (процедуре медиации) 2 вида медиаторов: - осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе; -и на непрофессиональной основе Приказ Министерства образования и науки РФ 187 от 14 февраля 2011 г. «Об утверждении программы подготовки медиаторов» Прохождения обучения по данной программе является обязательным условием получения статуса «профессионального медиатора»
В России создан федеральный специализированный стандарт по обучению медиаторов – это утвержденная программа профессиональной переподготовки (на базе высшего образования) состоит из трех курсов повышения квалификации: 1.«Медиация. Базовый курс» (120 час). 2.«Медиация. Особенности применения медиации» (312 час.) (к прохождению данной образовательной программы слушатели допускаются только после успешного завершения обучения по образовательной программе «Медиация. Базовый курс»). 3.«Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» (152 час.) (слушатели допускаются к прохождению данной образовательной программы не только после успешного завершения образовательной программы «Медиация. Особенности применения медиации», но и завершения образовательной программы «Медиация. Базовый курс»). Требования к обучению медиаторов
ориентирована на практические методы обучения: - видео-анализ, ролевые и деловые игры, практикумы, что обеспечивает активное включение слушателей в процесс овладения навыками и умениями; - существенная роль отводится работе в малых группах над практическими ситуациями (кейс- методы) и упражнениями, призванными эффективному усвоению материала. Особенности программы подготовки медиаторов
Престиж профессии медиатора растет!!!