«Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ЕГЭ?». Автор работы: Шевчук Николай, МОУ «СОШ 4», 11 «к» класс
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает преувеличенными страхи абитуриентов, родителей и преподавателей, связанные с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ), и говорит, что эта проблема – психологическая.
Гипотеза: если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена.
Задачи работы: Изучить исторические и научно-физиологические точки зрения по вопросу «темперамент». Определить темперамент учащихся 11к класса, используя методики А.Беляева, Г. Айзенка, В.М. Русалова. Путем сопоставления результатов тестов, результатов наблюдений и научных точек зрения выявить характерные черты, присущие людям с различным темпераментом. Провести сравнение между результатами ГИА за 9-й класс и типами темперамента личности. Выявить, есть ли закономерности в возникновении трудностей. Составить рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуально – типологических особенностей и ведущего темперамента учащихся.
Темперамент (лат. temperamenty) - соразмерность, «соотношение частей ». Учение Гиппократа: «сангвис» - кровь. «холе» - желчь. «флегма» - слизь. «меланхоле» - черная желчь
Иммануил Кант ( ) Темперамент чувства: это сангвиник (человек веселого нрава) и его противоположность - меланхолик (человек мрачного нрава). Темперамент деятельности: это холерик (человек вспыльчивый) и флегматик (человек хладнокровный).
Конституционная теория темперамента Кречмера и Шелдона
Академик И.П.Павлов «Безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы), соответствует темпераменту холерика. «Живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы), соответствует темпераменту сангвиника. «Спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы), соответствует темпераменту флегматика. «Слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы), что соответствует темпераменту меланхолика.
Основные характерологические черты темперамента личности. САНГВИНИК. Позитивные черты Негативные черты Высокая адаптивность, приспособляемость Тяготится однообразием ОбщительностьНедостаточная глубина Высокая стрессоустойчивость Недостаточная настойчивость Быстрая реакция, включение в новый вид деятельности Деятелен только при наличии интересного дела Уравновешенность.Недостаточно усидчив Жизнерадостность Гибкость ума
Холерик. Позитивные чертыНегативные черты Высокая активность, энергичность Вспыльчивость, обидчивость ИнициативностьНеустойчивость в поведении РешительностьЦикличность в работе и настроении ЦелеустремленностьТоропливость Познавательная активность. Негативно реагирует на критику Уверенность.Раздражительность Увлеченность делом.Высокая утомляемость
Меланхолик Позитивные черты Негативные черты Высокая чувствительность Ранимость, мнительность ОсторожностьНизкая активность Склонность к творчеству Замкнутость, неуверенность Внимательный собеседник Пасует перед трудностями ИсполнительностьЗависимость от внешних раздражителей Склонность к депрессии
Флегматик Позитивные чертыНегативные черты Высокая работоспособность Лень НастойчивостьИнертность СтрессоустойчивостьМедлительность УравновешенностьТребуется время для переключения внимания Самообладание, терпение Усидчивость
Тестирование 11к по методике А.Белова «Формула темперамента»
Диагностика по методике Г.Айзенка «Каков ваш темперамент?»
«Соотношение ведущих типов темперамента личности по результатам диагностик по методике А. Белова и Г. Айзенка» (11к класс).
Результат сдачи ГИА за 9-й класс учащихся с различным ведущим темпераментом личности.
Данные анкетирования 11к класса По данным анкет, из 10-ти человек, получивших низкую оценку на экзамене, серьезно готовились к экзамену 5 человек, 2 человека– повторяли основные темы, 3 человека – понадеялись на свои знания и не занимались специальной подготовкой.
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся. Слабые стороны темперамента Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ Холерик Повышенная возбудимость, неуравновешенность. Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Учение без мучения». Спокойное предъявление требований, без уговоров. Уместны шутки, юмор. Больше тренировочных упражнений. Учить не обращать внимание на внешние раздражители. Цикличность деятельности (напор – спад). Применение энергетических и релаксационных пауз (научить использовать их самостоятельно). Режим труда и отдыха. ТоропливостьРазвивать умение планировать свою деятельность, сделать акцент на навыках самоконтроля. Преодолевать стремление отвечать на вопросы невпопад – тесты с несколькими вариантами ответов. Учить сосредотачиваться на конкретном задании, отвлекаясь от остальных.
Холерик Сильные стороны темперамента, на которые необходимо опираться при подготовке к ЕГЭ Педагогические средства воздействия Инициативность.Не препятствовать активности, а стремиться так организовать учебный процесс, чтобы его активность нашла полезное применение. Быстрая реакция. Интеллектуальная активность. Акцент на задачах творческого и частично- поискового характера (части В и С). Целеустремленность и честолюбие Использовать положительные стороны этих качеств в подготовительной работе.
На основании исследования я пришел к выводу, что система подготовки к ЕГЭ учащихся, имеющих разный темперамент, должна строиться с учетом их особенностей, что будет способствовать повышению результата.