Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе Разработала: Аббасова О.И. учитель начальных классов.
Актуальность проблемы Общество нуждается в подготовке образованных и высоконравственных людей. В современном мире ребёнок окружён множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства. Нравственное влияние – главная задача воспитания. Ребёнку важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов для окружающих людей.
Цель исследования – выявить возможности внеклассной работы в духовно – нравственном воспитании младших школьников. Объект исследования - духовно-нравственное воспитание младших школьников. Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе. Гипотеза исследования : духовно – нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе будет успешным. Если учитель - диагностирует уровень сформированности духовно- нравственных качеств у младших школьников; - при организации внеклассной работы использует различные формы духовно-нравственной направленности: тематические классные часы, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов и т. д. - обеспечивает эмоционально положительное принятие ребенком нравственных и культурных ценностей.
Задачи исследования : 1.изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования. 2.выявить уровни сформированности духовно- нравственных качеств у младших школьников ; 3.выявить представления детей младшего школьного возраста о духовно-нравственных ценностях; 4.опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность внеклассной работы в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Духовно-нравственное воспитание как теоретическая и педагогическая проблема Рассмотрение идеи духовно-нравственного воспитания детей в историко-педагогическом аспекте; идеи выдающихся педагогов – Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского; идеи гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили - личностный подход к духовно-нравственному воспитанию в исследованиях последних лет; рассмотрены воспитательные мероприятия, коллективные творческие дела, ролевые игры, классные часы.
Мораль - нравственное ученье, правила для воли, совести человека Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами Духовное – это то, что объясняет идеалы и смыслы существования, сущего и существенного в жизни человека
Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников во внеклассной работе Цель эксперимента : выявить уровень духовно-нравственных качеств младших школьников. Этапы проведения эксперимента : -констатирующий; -формирующий; - контрольный.
Диагностические данные эксперимента по методике И.Н. Курочкиной УровниКонстатирующийэтап Контрольный этап Высокий уровень 16% (2 чел.) 33,4% (4 чел.) Средний уровень 58,4% (7 чел.) 50% (6 чел.) Низкий уровень 25% (3 чел.) 16,6% (2 чел.) Сводная таблица уровней культуры поведения детей младшего школьного возраста.
Сравнительно-сопоставительный результат уровней культуры поведения младших школьников. 16,7% 33,4% 58,3% 50% 25% 16,7% 1 – высокий уровень; 2 – средний уровень;3 – низкий уровень.
Диагностические данные эксперимента по методике Н.Е. Щурковой «Недописанный тезис» Мне нравятся такие качества как: Ответы детей на констатирующем этапе, % Ответы детей на контрольном этапе, % доброта,48,348,5 дружелюбие10,510,5 жизнерадостность44 щедрость1010 трудолюбие67 вежливость10,211,2 любовь и внимание к животным, природе 4,44,4 любовь к музыке 3,43,4 Не смогли ответить 3,21 Определение приоритетов младшими школьниками духовно-нравственных качеств по методике «Недописанный тезис»
Сравнительно-сопоставительный результат определения приоритетов младшими школьниками духовно- нравственных качеств по методике «Недописанный тезис » 1 – доброта;2 – дружелюбие;3 – жизнерадостность; 4- щедрость; 5 – трудолюбие; 6 – вежливость; 7 – любовь и внимание к животным, природе; 8 – любовь к музыке; 9 – не смогли ответить.
Спасибо!