28 март 1592 – в городке Нивница родился Ян Амос Коменский 1608 – становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове 1611 – проходит обряд протестантского крещения, берет второе имя – Амос 1613 – поступает на богословский факультет Герборнского университета – управляющий Советом братской Общины в Пшерове и учитель - проповедник в Фульнеке 1628 – ректор национальной школы в г. Лешно 1641 – путешествие в Англию 1642 – переезжает в Гаагу, а затем в Лейден – работа в Швейцарии по реформированию школы 1650 – получает предложение осуществить реформу школ в Верхней Венгрии – преподавание в городе Шарош - Патак – жизнь и деятельность в Амстердаме 15 ноября 1670 – Яна Амоса Коменского не стало
начинает первый труд « Письма к небу » – произведения « Скорбный » и « Лабиринт света » 1928 – начинает труд « Великая дидактика » 1633 – « Материнская школа » – трактаты « Открытая дверь языков », « Открытая дверь предметов », « Предвестник пансофии » ( всеобщей мудрости ) 1641 – « Путь света » 1652 – пособие « Мир чувственных вещей в картинках » 1653 – песенно - драматический сборник « Школа - игра » 1658 – « Всеобщая мудрость » 1668 – « Единственное необходимое » 1669 – « Продолжение братского завета »
Коменский являлся вождем общины « Чешские братья », которая выступала против немецкого дворянства и католической церкви, угнетавших чешский народ. Коменский выступал за всеобщее сохранение мира, установление международного сотрудничества в области политики, науки и образования. Предлагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений и общественной жизни. Коменский написал 7- ми томный труд « Общий совет об исправлении дел человеческих », в котором наметил гуманную и демократическую программу « всестороннего исправления всех и во всем ». Поддерживал широкие мировые связи, работал в Англии над созданием « Пансофии », под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе о обществе, которые были бы доступны всем людям.
Коменский был публицистом, проповедником, политиком, педагогом. Коменский сформулировал 3 основных принципа своей деятельности : « Прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий. Второе - необходимость вывести из необъятных масштабов науки определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого « материала » прийти к общей гармонии, которая, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, явленной в Священном писании ». По мнению Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Коменский считает, что человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. Утверждал, что разум – «tabula rusa» ( чистая доска ). Выдвигал идею – « всех учить всему » Воспитание рассматривал как наиболее важный способ подготовки человека к деятельности, практической жизни, к познанию реального мира.
Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип наглядности. Коменского строил свою теорию познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости. Первая из них - теория. На второй ступени - практика. Завершение триады деятельности – применение. Сформулировал « Золотое правило дидактики », которое требует, чтобы процесс обучения начинался наглядным знакомством с реальными вещами путем непосредственного восприятия их органами чувств : « Сначала вещь потом слово ». Коменский считает, что школы должны учить : 1) теории, 2) практике и 3) употреблению всех хороших и полезных вещей. Коменский выступает против косности в школе, зубрежки и равнодушия учеников. Он отдавал предпочтение наглядности, объяснению вещей и процессов, признавал бескрайний полет творческой мысли. Настаивал на сознательном учении, систематичности, последовательности и посильности обучения, требовал прочности усвоения учебного материала. Педагог пытался связать теоретическое и практическое познание.
Выделил 3 причины трудности научных занятий : первой причиной он считает рабский способ постановки занятий ; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах ; третья причина - несовершенство метода. Стремился развивать познавательные способности учащихся.
Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Учебные произведения Коменского являлись лучшими учебными произведениями для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцом для разработки учебников другими педагогами. Коменский выдвинул глубокие идеи принципов и правил организации учебной работы. Рекомендации Коменского в основных чертах применяются в школах различных стран. Педагогическая теория Коменского имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.