Гуревич А.Я. «Человек средневековья». Формы ориентации человека в мире, которые лежат в основе его отношения к действительности, - это время и пространство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средние века... Cтены рыцарских замков и громады готических соборов, крестовые походы и усобицы, костры инквизиции и феодальные турниры. Всё это своего.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
В ООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ Выполнили: Оразбаева А. Нурматова А. Достарбаев Р. Копбаев Е. Проверила: к.п.н. Рысбекова Ж.К.
Мир в зеркале искусства. Р. Магритт: "Идея, что смерть есть абсолютное ничто, не противоречит идее, согласно которой наша жизнь полна тайн".
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ ПАМЯТИ ПРОШЛОГО Язык как средство коллективной памяти.
«Живопись как вид искусства. Пейзаж. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с пейзажем»
Ч е т ы р е в р е м е н и. Принято видеть в четырех временах года, и в четырёх временах суток циклы.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Мировоззрение древних народов
Факторы и условия семейного благополучия Потехина Галина Андреевна 02 с – 2041 з.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Философия средневекового феодального общества на Ближнем востоке. Философия феодального общества в Европе. Физические идеи средневековья Алхимия как феномен.
ИСКУССТВО 9 класс. ИСКУССТВОИСКУССТВО в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура и другие разновидности человеческой.
Транксрипт:

Гуревич А.Я. «Человек средневековья»

Формы ориентации человека в мире, которые лежат в основе его отношения к действительности, - это время и пространство. Они были неразрывно связаны между собой и с наполняющей их «материей». Поэтому в зависимости от степени важности тех или иных событий с точки зрения какой-либо идеи отстоящие друг от друга во времени и пространстве события могли сближаться и даже восприниматься как происходящие одновременно и в одном месте.

В системе ценностей средневекового человека большое значение имел потусторонний мир. Он воспринимался людьми как та же реальность, что и мир материальный. Потусторонний мир иногда даже затмевал собой мир земной. Под влиянием природных или социальных катастроф люди ожидали скорое наступление конца света.

Новизна осуждалась. С ней была связана возможность ереси, а значит заблуждения. Поэтому доблестью считалось следование авторитету. В связи с этим коллективная психология и коренные установки сознания развивались чрезвычайно медленно.

Центральной идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой группировались все культурные и общественные ценности, вся система представлений о мироздании, была идея бога.

Жизнь и смерть не воспринимались как две противоположности: умершие могли вернуться к живым, а человеческий коллектив мог включать и ныне живущих, и мертвых.

Способ восприятия мира предполагал абсолютизацию противоположностей. В оценке событий и явлений человек исходил из невозможности примирения возвышенного и неизменного, не видел промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом.

Дистанции между человеком и природой не было. Человек воспри­ нимал природу как свое собственное продолжение, как нечто, с чем он составляет единое целое, поэтому эстетического восприятия природы не было. В то же время средневековый человек был уверен в возможности воздействовать на природу путем магических заклинаний, ведь на себя повлиять не трудно.

Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели ничего комичного. Человек утрировал какое-либо качество, потому что более эмоционально, чем наш современник, вос­принимал мир.

Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве мироздания. Подобно тому, как во временном ощущали вечное, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм (человек) был дубликатом макрокосма (мироздания).

В системе ценностей общее ставилось выше частного. Это соответствовало организации общественной жизни человека, который всегда был членом какой- либо корпорации. Поэтому художники предпочитали индивидуализации типизацию.