Работа с гиперактивным ребенком
«Гипер» от греческого «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы «Активный» - от латинского«aktivus» - деятельный, действенный СДВГ у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью.
Критерии гиперактивности с дефицитом внимания: 1.Гиперактивность 2. Импульсивность 3. Нарушения внимания
Гиперактивность: беспокойные движения, неусидчивость; бесцельная двигательная активность; не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо; часто бывает болтлив
Импульсивность: частая смена настроения; отвечает на вопросы, не выслушав их до конца; с трудом дожидается очереди в различных ситуациях; часто мешает другим, пристает к окружающим; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях
Невнимательность из перечисленных ниже признаков минимум 6 должны сохраняться не менее 6 месяцев: Неспособность выполнить задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях Неспособность вслушиваться в обращенную речь Неспособность доводить выполняемую работу до конца Неспособность организовать свою деятельность Избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости Потери предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.) Забывчивость в повседневной деятельности Отвлекаемость на посторонние стимулы
Статистические показатели: У мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ встречаются в 2-3 раза чаще, чем у девочек; У подростков соотношение 1:1; лет – 1:2 (чаще у девушек)
Анкета для педагогов В какой степени выражены признаки у ребенка: 0-отсутствие признака; 1-присутствие в незначительной степени; 2-присутствие в умеренной степени; 3-присутствие в выраженной степени;
Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома, что обусловлено динамикой развития ВНД: в 5-10 лет (подготовка к школе и начало обучения) В лет (половое созревание, гормональный всплеск) Возраст 5,-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память Анкета ПризнакиБаллы 1.Беспокоен, извивается как уж. 2.Не может оставаться на одном месте. 3.Его требования должны выполняться немедленно. 4.Задевает, беспокоит других детей. 5.Возбудимый, импульсивный. 6.Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период. 7.Не заканчивает работу. 8.Требует повышенного внимания учителя. 9.Не старателен в учебе. 10Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив)
Результаты: Если 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, то необходима консультация специалистов.
Рекомендации для педагогов: Игнорируйте вызывающие поступки ребенка; Поощряйте хорошее поведение; Место за партой в центре класса напротив доски; Занятия должны строиться по четко спланированному стереотипному распорядку; Давайте задания на определенный отрезок времени; Большое задание лучше предлагать в виде последовательных частей; Во время учебного дня должны быть предусмотрены двигательные разрядки; Предупреждайте переутомление и перевозбуждение; Не ожидайте от ребенка всего и сразу; Особая диета( снижение потребления сахара, кофеина, продуктов с усилителями вкуса, искусственными красителями); Убрать раздражающие цвета в окружении