Литературная мастерская Литературная мастерская Урок творчества учитель начальных классов МОУ СОШ 13 г.Азов Ростовская область Сеченых Е.В.
Цели: Закрепление умения определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста. Развитие аналитического и образного мышления, умение выделять главное, обобщать, развитие фантазии, творческих способностей. Оборудование: Плакаты с текстами, тексты и задания для каждого ученика (раздаточный материал).
Ход урока Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станете авторами небольших рассказов. Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станете авторами небольших рассказов. Итак начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. Вот на доске две записи. Одна из них-текст, а другая- нет. Итак начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. Вот на доске две записи. Одна из них-текст, а другая- нет.
Определите, что является текстом. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт берёзка. Узкая тропинка вывела нас к избушке лесника. Москва- столица нашей Родины. Как красив лес в зимнюю пору! По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт берёзка. Узкая тропинка вывела нас к избушке лесника. Москва- столица нашей Родины. Как красив лес в зимнюю пору!
Текст Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.
Текст - первая запись. В первом случае все предложения связаны между собой по смыслу, а во втором- нет. В первой записи все предложения объединены одной темой. Текст - первая запись. В первом случае все предложения связаны между собой по смыслу, а во втором- нет. В первой записи все предложения объединены одной темой. Какова тема текста? ( Здесь говорится о красивом убранстве осенних деревьев.) Тема- это то, о чём говорится в тексте. Какова тема текста? ( Здесь говорится о красивом убранстве осенних деревьев.) Тема- это то, о чём говорится в тексте. Определите основную мысль текста. Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем наряде. Определите основную мысль текста. Основная мысль текста заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем наряде.
Подберите заголовок к этому тексту. Золотая осень. Деревья осенью. Красавица берёзка. Осеннее убранство.
Вариант Прочитать текст, определить тему и основную мысль 1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок. Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зеленую листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пестрые бабочки перелетают с цветка на цветок. Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зеленую листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пестрые бабочки перелетают с цветка на цветок. 2.Подобрать слова к теме «Школа» (урок, перемена, ученик и др.) (урок, перемена, ученик и др.) 3.Самостоятельно придумать связный текст по теме: Тема: «Мой любимый урок» Тема: «Мой любимый урок» Опорные слова: урок математики, задачи, уравнения, решать, узнавать, интересно. Опорные слова: урок математики, задачи, уравнения, решать, узнавать, интересно. 4. К своему тексту нарисовать иллюстрацию.
Вариант 2 1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок. Черная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь все усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза. Черная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь все усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза. 2.Подбрать слова к теме «Магазин» (продавец, витрина, товар и др.) (продавец, витрина, товар и др.) 3. Самостоятельно придумать связный текст по теме: Тема: «Книга - мой лучший друг» Тема: «Книга - мой лучший друг» Опорные слова: читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую. 4. К своему тексту нарисовать иллюстрацию.
Вариант 3. 1.Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок. текста, придумать и написать заголовок. Петя и Алеша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котенка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком. Петя и Алеша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котенка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком. 2. Подобрать слова к теме «Театр» 2. Подобрать слова к теме «Театр» (фойе, антракт, занавес и др.) (фойе, антракт, занавес и др.) 3. Самостоятельно придумать связный текст по теме: 3. Самостоятельно придумать связный текст по теме: Тема: «Красота зимнего леса» Тема: «Красота зимнего леса» Опорные слова: снежные шапки, серебряный иней, большие сугробы., ледяной дворец. 4. К своему тексту нарисовать иллюстрацию.
Вариант 4. 1.Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок, Катя пошла в лес с подружками за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как отстала от подруг. Она стала звать их, но никто не откликался. Девочка села не пенек и заплакала. Даже полная грибов корзина е не радовала. А подружки тоже искали Катю, звали ее. И вскоре она услышала их голоса. Все закончилось благополучно. Катя пошла в лес с подружками за грибами. Грибов было много, и Катя не заметила, как отстала от подруг. Она стала звать их, но никто не откликался. Девочка села не пенек и заплакала. Даже полная грибов корзина е не радовала. А подружки тоже искали Катю, звали ее. И вскоре она услышала их голоса. Все закончилось благополучно. 2. Подобрать слова к теме «Больница» (халат, лекарство, шприц и др.) 3. Самостоятельно придумать связный текст по теме: Тема: «Как хорошо летом на реке!» Тема: «Как хорошо летом на реке!» Опорные слова: жаркое лето, река, песок, купались, загорали, плескались. Опорные слова: жаркое лето, река, песок, купались, загорали, плескались. 4. К своему тексту нарисовать иллюстрацию,
Мой любимый урок. Мне нравиться ходить в школу, нравиться учиться. Но мой самый любимый урок- это урок математики. На этом уроке мы выполняем разнообразные задания: считаем устно, решаем задачи, уравнения. Особенно я люблю решать задачи «на смекалку». В этих задачах не всё так просто. Иногда и не сразу удаётся найти правильный ответ. Но самое главное- на уроке математики никогда не бывает скучно. Мне нравиться ходить в школу, нравиться учиться. Но мой самый любимый урок- это урок математики. На этом уроке мы выполняем разнообразные задания: считаем устно, решаем задачи, уравнения. Особенно я люблю решать задачи «на смекалку». В этих задачах не всё так просто. Иногда и не сразу удаётся найти правильный ответ. Но самое главное- на уроке математики никогда не бывает скучно.
Красота зимнего леса. Лес хорош в любое время года. Но особенно он красив зимой. Снежные шапки лежат на мохнатых елях. Серебристый иней превращает лес в царство Снежной королевы. Кажется, что лес спит и видит волшебный сон. Лес хорош в любое время года. Но особенно он красив зимой. Снежные шапки лежат на мохнатых елях. Серебристый иней превращает лес в царство Снежной королевы. Кажется, что лес спит и видит волшебный сон.
Как хорошо летом на реке! Сейчас стоит зима, а я с удовольствием вспоминаю о лете. Особенно приятно в жаркий летнийдень на реке. От воды веет прохладой. Летают синие стрекозы, от душистых трав разносится аромат. Сейчас стоит зима, а я с удовольствием вспоминаю о лете. Особенно приятно в жаркий летнийдень на реке. От воды веет прохладой. Летают синие стрекозы, от душистых трав разносится аромат. Я с разбега бросаюсь Я с разбега бросаюсь в реку, плескаюсь, в реку, плескаюсь, ныряю. Хорошо! ныряю. Хорошо!
Итог урока. - Что является темой текста? - Что является темой текста? Какова основная мысль текста? Какова основная мысль текста? Что должен отражать заголовок текста? Что должен отражать заголовок текста?