Организация и контроль качества производственного обучения в мастерских УЗ и на производстве ЦМК ГОУ СПО РМЭ «АСТ» мастеров производственного обучения сельскохозяйственного профиля
Основные направления развития системы ПО Обеспечение отраслей экономики кадрами массовых профессий. Развитие и совершенствование материально- технической базы УПО. Обеспечение УПО высокопрофессиональными кадрами преподавателей и мастеров п/о. Оперативная разработка УПД для профессий, востребованных на рынке труда региона. Развитие в УЗ производственной деятельности. Развитие социального партнерства.
Составляющие СПК Личностный Социальный Профессиональный Ведущие компоненты СПК Мотивационно- ценностные Учебно- познавательные Операционально- деятельностный Блоки Модули Механизм формирования СПК Технология обучения Учебное занятие Взаимодействие педагога и обучаемого в учебно-профес. среде Процесс Оценка Критерии сформированности компонентов СПК мотивационно- ценностного компонента учебно- познавательного компонента операционально- деятельного компонента УровниБаллы Коэффициент усвоения Показатели сформированности компонентов СПК Критерии и показатели сформированности компетентов СПК Педагогическое сопровождение Квалифи- кация Модель формирования социально-профессиональной компетентности обучающихся
Производственное обучение Подготовка учащихся к непосредственному осуществлению деятельности в области определенной профессии
Планирование производственного обучения Обеспечение полного и своевременного выполнения учебного плана и программы производственного обучения. Создание условий для качественной подготовки мастера к занятиям Создание условий для нормального учебно- материального оснащения производственного обучения Определение номенклатуры, объёмов и сроков выпуска производственной продукции Обеспечение рационального использования финансовых и материальных средств, выделяемых на нужды производственного обучения Обеспечение подбора учебно-производственных работ, соответствующих программе производственного обучения Обеспечение рационального сочетания учебной и производственной деятельности учащихся ЗАДАЧИ ПЛАНИ- РОВАНИЯ ПРОИЗ- ВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Планирование производственного обучения Педагогически основанный подбор учебно – производственных работ Планирование нефронтального производственного обучения: разработка графиков перемещения учащихся по рабочим местам, видам работ; загрузочных графиков и т. п. Разработка перспективно – тематических планов производственного обучения Разработка рабочих планов уроков мастера и конспектов вводных инструктажей Планирование учебно- производственной деятельности учащихся на определённый период времени Разработка перечней учебно – производственных работ по профессиям ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕН- НОГО ОБУЧЕНИЯ
Форма организации процесса производственного обучения Урочная Неурочная Форма организации учебно- производственного труда учащихся Фронтально-групповая Бригадная (звеньевая) Индивидуальная Форма организации обучающей деятельности мастера производственного обучения Мастер закреплён за группой Мастер закреплён за учебной мастерской СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ФормаСущностьПреимуществаНедостатки Закреплен ие мастера за учебной группой (мастер- группа) Мастер «ведёт» группу от начала до окончания процесса обучения, является учителем профессии, воспитателем учащихся, организатором жизнедеятельности ученического коллектива. Применяется при подготовке учащихся по «узким» профессиям Объективно повышается возможность индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Позволяет успешно решать многообразные воспитательные задачи и организационные проблемы жизни и деятельности учащихся Требует разносторонней профессиональной подготовленности мастера по всем видам работ, входящих в содержание производственного обучения учащихся. Объективно снижает ответственность мастера за учебную мастерскую (лабораторию) Закреплен ие мастера за учебной мастерско й (мастер- мастерска я) Мастер «ведёт» обучение по определённой профессии в закреплённой за ним учебной мастерской с учащимися различных учебных групп. Применяется при подготовке рабочих широкого профиля Позволяет повысить качество производственного обучения. Объективно повышает ответственность мастера за оснащение учебной мастерской Снижается участие мастера в решении организационных и воспитательных задач в ученическом коллективе. Снижается возможность индивидуализации учебного процесса
РАБОЧЕЕ МЕСТО УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РАБОЧЕГО МЕСТА УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Определённая площадь учебной мастерской, необходимая для расположения и нормального использования Учебно- производственное оборудование и оснастка индивидуального пользования Устройства для расположения и хранения материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов Устройство для расположения и хранения приспособлений, приборов, инструментов учебной и технической документации Подъёмно- транспортные средства, закреплённые за рабочим местом (тележки, тали, подъёмники и т.п.) Устройства, обеспечивающие нормальную трудовую обстановку и безопасность условия труда Техническая исправность оборудования; соответствие требованиям безопасности Оснащение в случае необхо- димости ава- рийной сигна- лизацией, сред- ствами дистан- ционной связи с мастером Достаточная освещённость рабочей зоны; соответствие требованиям эргономики Удобство для текущего обслуживания оборудования, очистки и уборки
РАБОЧЕЕ МЕСТО МАСТЕРА Образцовое учебно-техническое оснащение, эстетическое оформление и повседневное содержание Масштабное и стилевое единство с размерами, особенностями помещения и оформления учебной мастерской Обеспечение нормальных условий для эффективного показа трудовых приёмов и способов выполнения учебно- производственных работ: оснащённость специальными устройствами, освещённость, фон Удобство размещения, хранения и использования оборудования, оснащения, учебно-технической документации, дидактических и технических средств обучения Наличие специальной площади (зоны) для расположения учащихся во время вводного, коллективного текущего и заключительного инструктажей Систематическое пополнение и обновление учебно-технического и дидактического оснащения в соответствии с совершенствованием содержания обучения, научными рекомендациями и достижениями передового опыта
Производственное обучение на предприятиях Производственная практика учащихся Закрепление, совершенствование и расширение полученных в учебных мастерских профессиональных знаний и умений. Совершенствование профессионального мастерства учащихся в определённых видах работ по профессии. Освоение приёмов и способов выполнения производственных работ и функций, типичных для содержания труда рабочего специалиста, соответствующей профессии и уровня квалификации в производственных условиях. Совершенствование скоростных умение навыков для овладения производительностью труда квалифицированного рабочего специалиста, соответствующей профессии и уровня квалификации. Расширение и углубление производственного опыта выполнения производственных работ. Развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело. Освоение передовых приёмов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии. Приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов предприятий.
ПОДГОТОВКА МАСТЕРА К ПЕРИОДУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Определение содержания и последовательности производственного обучения и производственной практики учащихся в соответствии с учебной программой Участие в разработке рабочей (детальной) программы производственной практики учащихся. Составление графиков перемещения учащихся по цехам, участкам рабочим местам на предприятии Определение (совместно с руководителями подразделений предприятия) рабочих мест учащихся и основных объектов учебно- производственных работ Участие в подготовке и заключение договора между учебным заведением и предприятием о производственном обучении и производственной практике учащихся Изучение производственного процесса и организации труда рабочих (специалистов), применяемых на предприятии Определение цехов и участков предприятия, где будут обучаться и проходить производственную практику учащиеся Определение форм организации процесса производственного обучения и производственной практики учащихся
Основные этапыСодержание Оформление приказа по предприятию Распределение учащихся по подразделениям; закрепление инженерно-технических работников, ответственных от предприятия за производственное обучение и практику учащихся, наставников; определение порядка финансовых отношений с училищем и оплаты труда учащихся Организация встреч-бесед руководителей участков (цехов) с учащимися Рассказ об истории предприятия и его традициях, связях с училищем; ознакомления учащихся с музеем предприятия и выставкой продукции; обзорная экскурсия по основным цехам и участкам предприятия Организация изучения учащимися правил поведения и безопасности на предприятии Занятия по изучению учащимися правил, инструкций, памяток с последующим индивидуальным зачётом, оформляемым протоколом (проводит работник предприятия, ответственный за вопросы техники безопасности) Общее ознакомление учащихся с предприятием Ознакомление со структурой, основными задачами и оснащением основных цехов и участков, где учащиеся будут проходить обучение и производственную практику, вспомогательными службами и бытовыми помещениями; ознакомление с продукцией цехов и участков Распределение учащихся по рабочим местам Ознакомление учащихся с рабочими местами, где они будут проходить обучение, наставниками, графиком перемещения, правилами внутреннего распорядка в цехе (на участке)
Отчет мастера по итогам проведения производственных практик Сводная ведомость по производственной практике: ФИО обучаемого ФИО обучаемого Предприятие прохождения практики В качестве кого проходил Наличие дневников Наличие производственных характеристик Наличие отзывов от руководителей предприятий Наличие договоров Сведения по проверке производственных практик Заработная плата в период производственной практики
Контроль качества производственного обучения Периодический – систематический контроль за уровнем профессиональных ЗУН учащихся, выполнением программы обучения, поэтапная аттестация учащихся. Включает: Проверочные работы, Контрольные работы. Текущий – получение объективных текущих данных о ходе процесса ПО учащихся. Включает: Текущие наблюдения, Беседы, Проверку и оценку учебно- производственных работ, Проверку домашних заданий. Итоговый – итоговая проверка уровня профессиональных знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта, присвоение профессии и уровня квалификации. Включает: Выпускные квалификационные работы.
1. Количество учащихся на начало учебного года … чел., на данный период... чел. Фамилии выбывших и причины выбытия. 2. Выполнение учебного плана по производственному обучению: полагалось по учебному плану... час; дано... час; % выполнения учебного плана...%. 3. Выполнение учебной программы производственного обучения. Отработка учебных тем программы по группе и каждым учащимся 4. Применение на уроках производственного обучения высокопроизводительного инструмента, приспособлений, передовых технологий: про- ведение конкурсов профессионального мастерства в группе и других мероприятий. 5. Соблюдение правил безопасности труда (указать имевшие случаи нарушений). 6. Успеваемость в группе в %.... Количество неуспевающих Посещаемость уроков....% количество пропущенных часов на всю группу... Из них: а) по уважительным причинам... час,...% б) по неуважительным причинам... час,...% 8. Личная активность мастера: участие в общественной работе, в развитии учебно-материальной базы, в КМО учебного процесса, в техническом творчестве, работа по наставничеству; повышение педагогического и профессионального мастерства; педагогическое самообразование; методическая работа. ОТЧЁТ по итогам полугодия