Система текущей и промежуточной аттестации обучающихся в общеобразовательных учреждениях (инновационные подходы) Федосеев Алексей Анатольевич Начальник Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Тел: (8412)
Нормативная база: Закон РФ от «Об образовании» (с последующими изменениями) Статья 14, п.5 Статья 14, п.5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами. Статья 15, п.3 Статья 15, п.3 Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Статья 32 Статья 32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения П.2, пп.6 разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; П.2, пп.7 разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); П.2, пп. 16 осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона. Постановление от г. N 196 Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении (с последующими изменениями) П. 36. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. П. 40. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом общеобразовательного учреждения. П. 43. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации "Об образовании«.
Сложившаяся система аттестации обучающихся в общеобразовательных учреждениях Итоговая аттестация – государственная итоговая аттестация после 9-го класса или ЕГЭ Промежуточная аттестация – годовые оценки по различным дисциплинам Текущая аттестация – текущие и четвертные оценки по различным дисциплинам
Основные цели совершенствования системы текущей и прожуточной аттестации обучающихся: - стимулирование интенсивности и регулярности работы школьников по освоению образовательной программы; - повышение мотивации школьников к освоению образовательных программ посредством систематического объективного контроля знаний; - формирование лидерских качеств обучающихся посредством внедрения в образовательный процесс соревновательного аспекта (системы рейтингов); - повышение объективности принятия решений о поощрении обучающихся по результатам учебной работы; - инструментальное обеспечение сравнения качества подготовки школьников по различным дисциплинам (модулям дисциплин).
Типовой пункт Устава общеобразовательных учреждений по вопросу системы текущих и промежуточных оценок: «При промежуточной аттестации устанавливается пятибалльная (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно», 1 – «не учил») система оценок. Форма, порядок проведения промежуточной аттестации устанавливаются годовым учебным графиком, утверждаемым Директором Школы и регламентируются локальным актом (Положение о порядке проведения промежуточного контроля в переводных классах). Проект пункта Устава общеобразовательного учреждения по вопросу системы текущих и промежуточных оценок: При текущей и промежуточной (по итогам учебного года) аттестации обучающихся, качество освоения учебного материала оценивается по шкале 0…5 с шагом 0,1. Сроки проведения текущей и промежуточной аттестации регламентируются годовым учебным графиком, утверждаемым Директором Школы. Форма и порядок проведения текущей и промежуточной аттестации регламентируются локальным актом (Положение о порядке проведения текущей и промежуточной аттестации).
Основные принципы текущей аттестации школьников по отдельной учебной дисциплине в отдельной четверти: 1.Все оценки выставляются по шкале 0…5 с шагом 0,1. Например: 4,8 (традиционные 5-) 4,3 (традиционные 4+) 2,2 (традиционные 3=) 1,5 (традиционные «тебе и «2» много») 0,9 (традиционные «……..») 2. Учебный материал в четверти разбивается на темы (модули) с указанием количества часов, отведённого на изучение каждой темы: Например: Тема 1 – 30 часов Тема 2 – 20 часов Тема 3 – 10 часов 3. По каждой теме каждый ученик должен получить как минимум одну текущую оценку. Изучение каждой темы должно заканчиваться выполнением итоговой работы (контрольная и т.п.), желательно в тестовой форме, по итогам которой каждый школьник должен получить одну итоговую оценку. 4. Пропуски занятий (в том числе по болезни) не освобождают ученика от обязанности заработать текущую и итоговую оценку по теме впоследствии. 5. Оценки в журнале должны отражать только качество освоения учебного материала.
Текущая аттестация школьников по дисциплине в учебном году:
Основные принципы промежуточной аттестации школьников по отдельной учебной дисциплине и в целом по итогам года Учебный год по каждой дисциплине должен заканчиваться итоговой аттестационной работой (контрольная и т.п.), желательно в тестовой форме, по итогам которой каждый школьник должен получить одну итоговую оценку.
Основные достоинства предложенной системы текущей и промежуточной аттестации 1. На порядок (в 10 раз) повышается объективность текущих оценок школьников при сохранении общей традиционной шкалы (0…5). 2. Повышение мотивации Школьников к более глубокому освоению учебного материала из-за: * стремления стать «лучшим»: - По теме (в классе, параллели классов, за всю историю изучения темы в школе); - По дисциплине (в классе, параллели классов, за всю историю изучения дисциплины на уровне данного класса); - По общим итогам года (в классе, параллели классов, в школе в целом, за всю историю школы на уровне данного класса и в целом). * неизбежности текущего и промежуточного контроля качества знаний по каждой теме каждой дисциплины. 3. Обеспечение возможности проводить объективный сравнительный анализ качества подготовки обучающихся по отдельным темам (модулям, разделам) учебных дисциплин 4. Сохранение традиционной формы школьного журнала, простая автоматизация процедур расчёта итоговых оценок и рейтингов. 5. Возможность применения системы для любых учебных дисциплин. 6. Доступные и понятные «Правила игры» для школьников, родителей, учителей, администрации и прочих потребителей образовательных услуг. 7. При данном формате обучения каждый учитель и школьник будет дополнительно владеть основными принципами и правилами экспертной квалиметрии, что несомненно пригодится в будущей жизнедеятельности
Функции учителя: 1. Структурировать учебную дисциплину по темам (модулям) в каждом классе 2. Разработать критерии текущих оценок 3. Разработать контрольно-оценочные материалы (контрольные и т.п.) по каждой теме и итогам года и критерии оценок выполнения данных работ. 4. Установить весомости текущих и аттестационных оценок в четвертях и по итогам года. Функции администрации: 1. Разработать программу расчёта итоговых оценок (рейтингов) по четвертям и итогам года (Microsoft Excel). 2. Обеспечить своевременное внесение в разработанную программу текущих и аттестационных оценок, выставляемых учителями (из журналов). 3. Обеспечить систематическую открытую публикацию итоговых оценок (рейтингов) школьников. 4. Проводить по итогам четвертей и учебного года публичное обсуждение результатов обучения 5. Проводить по итогам четвертей и учебного года награждение лучших учеников по различным дисциплинам и в целом по школе. 6. Проводить по итогам четвертей и учебного года награждение учителей, чьи школьники показали наивысший результат. Функции ученика: Стремиться стать «ЛУЧШИМ»: - по каждой теме, каждой дисциплине, совокупности дисциплин; - в каждой четверти, в каждом учебном году, по совокупности учебных лет; - в классе, в параллели классов, в школе по итогам года и за всю историю школы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ВНИМАНИЕ Федосеев Алексей Анатольевич Начальник Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Тел: (8412)