Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания Воронцовой Н.Ю. ТЕМА: Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения учащихся в пространство культуры
Главная цель образования - создание условий для саморазвития личности и прохождения ею пути к «культурному человеку»
Качества ученика: Образованность как мера овладения частью социального опыта и достижений мировой культуры, достаточной для продолжения жизни в обществе и профессионально-личностного самоопределения; Культурность; Нравственность, характеризуемая совпадением общественных и общечеловеческих требований с внутренними мотивами.
Фундаментальные условия саморазвития ученика: СВОБОДА (Свободный человек стремится к полноте информации, выработке осознанных критериев ее оценки и сознательному выбору пути решения; ТВОРЧЕСТВО (Творческий человек сознательно нацелен не на репродукцию однажды усвоенного и достигнутого, а на постоянный поиск новых задач и нестандартных решений.
Культурный человек – это тот, кто: Усвоил культурные ценности, выработанные человечеством и «своей» культурой (в т.ч. культурологические знания); Владеет культурными способами самореализации; Выбрал культурную позицию: осознает себя творцом культуры, считает культуру ценностью и активно исполняет соответствующую культурную роль.
Принципы научного подхода к процессу исследования в педагогической практике: Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.) Принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов) Принцип самодеятельности (ученик может овладеть ходом исследования только через проживание его,т.е. через собственный опыт) Принцип культуросообразности (лучше всего реализовывается в полевом исследовании, где ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле)
Исследовательская деятельность должна быть адаптирована к учебному заведению, а диалоговая работа, как основа этой деятельности должна : отображаться четким понятийным аппаратом укладываться в структурно-организационные рамки учебного процесса конкретизироваться как ряд ясных и доступных ученикам операций; подаваться как технология, т.е. как целенаправленный процесс
Важнейшие элементы диалога: Осознание проблемы, которая начинается с узнавания и недоумения; Формулирование вопроса и гипотезы; Понимание смысла, умение объяснить его, выстроив логическую цепочку связывающую вопрос с гипотезой – важнейшее условие диалога. Завершающее суждение – ответ.
Формы работы на семинарских занятиях: Подготовка и написание каждым учеником письменной работы – доклада; Написание реферата; Участие в коллективной работе, которая предполагает: - чтение и комментирование культурных источников; - обсуждение письменных докладов учащихся; - собеседование.
Ученический доклад должен показать: В какой степени учеником усвоены основные положения по общим проблемам изучаемого периода, а также по конкретным вопросам, насколько правильно и творчески применены им эти положения к рассматриваемой теме; Умение ученика самостоятельно – на основе изучения и критического анализа историко-культурных источников и литературы – определить значение выбранной темы, с возможно большей полнотой ответить на все вопросы темы, сделать обоснованные выводы; В какой степени ученик владеет литературным стилем, умеет правильно оформить письменную работу.
Рекомендации: Выбрав тему для доклада следует: 1. Ознакомиться по учебному пособию с изучаемым периодом по выбранной теме, чтобы получить общее представление о сущности этой темы, месте и значении ее в мировой культуре, культуре России и данного периода в частности; 2. Внимательно изучить дополнительные, рекомендованные специально для изучения данной темы труды, делая необходимые выписки; 3. Следует составить план доклада и согласовать его с преподавателем.
Образцы выписок:
Образцы карточек:
Структурные особенности доклада (реферата): 1. План доклада 2. Постановка вопроса (введение) 3. Разбор использованной литературы 4. Формулировка задач исследуемой темы, которые должны вытекать: - из общекультурного значения данной темы; - из характерных черт и особенностей культуры определенного периода, к которой относится рассматриваемая тема; - из возможностей для изучения данной темы, предоставляемых используемым источником; 5. Заключение
Рекомендации по оформлению ссылок:
Наиболее типичные ошибки: Недостаточно четко понята тема доклада или реферата; Неполный план письменной работы; Односторонняя постановка вопроса к рассматриваемой теме; Разбор используемой литературы носит общий характер; Слишком общая характеристика источников; Присутствие в работе лишнего материала; Несоответствие содержания работы с заключительной частью (основными выводами); Неточности и фактические ошибки; Типичные ошибки: отсутствие необходимых ссылок, низкая доказательная база, неправильное оформление ссылок, нарушение порядка библиографии, синтаксические и орфографические ошибки.
Основные направления научно-исследовательской работы по теме «Толерантность в межнациональных отношениях в молодежной среде»
Цели и задачи исследования: Выявление особенностей этнического статуса учащихся гимназии; Выявление уровня толерантности сознания молодежи в межнациональных отношениях.
Опросник для проведения анкетирования
Результаты исследования
Выводы по результатам исследования: Сегодня этнос становится главным персонажем не только этнополитики, но и заметным действующим лицом в сфере политической жизни в целом; Исследование подтвердило факт неравномерного протекания модернизации общества из-за неравенства стартовых возможностей в этнонациональных ареалах; В обществе (особенно в его молодежной среде) сильно ослаблено влияние культуры, культурных ценностей, особенно национальных культур, традиций и обычаев; Необходимо максимально эффективно использовать в работе с молодежью все положительные тенденции, выявленные в ходе исследования; Для развития толерантности в массовом сознании необходима разумная государственная политика, направленная на воспитание умения воспринимать другого человека не только в узком этническом, религиозном или социальном смысле, но и в общекультурном; Главная цель – объединить усилия различных структур государства и общества в выработке единых подходов к решению разнообразных проблем и разногласий между народами России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследовательская деятельность – это эффективный способ самореализации учащихся и необходимое условие их саморазвития в свободном творчестве; Исследование – это культурный механизм развития науки, который доступен, в том числе и школам в системе образования; Исследовательская деятельность – это совместный труд учителя и ученика; Организацией исследовательской деятельности должны руководить квалифицированные специалисты из числа преподавателей;