ТЕКСТ. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЧИНЕНИЙ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
1. Текст это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте: порядок предложений, порядок предложений, порядок слов в предложениях, порядок слов в предложениях, интонация, интонация, средства связи предложений в тексте: повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др. средства связи предложений в тексте: повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.
3. У текста есть заглавие. 4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль, то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст). 5. Тема и идея текста раскрывается постепенно, поэтому текст обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), вступление (начало текста), основная часть, основная часть, заключение (конец текста). заключение (конец текста).
6. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы) - наименьшей составной части темы целого текста, называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Микротекст - часть текста, в котором раскрывается микротема. 7. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.
8. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все есть, все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо. 9. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).
Признаки текста Заглавие (или возможность его) Тема Идея Делимость: 1. Вступление. 2. Основная часть 2. Основная часть 3. Заключение. 3. Заключение. Связность, композиционная завершенность, стилистическое единство
Текст - это неразрывное единство формы и содержания Основная цель текста - донести определенную информацию, определенный смысл до адресата (слушателя, читателя.) Непременное условие понятности, успешного восприятия - смысловая целостность. К распадению, обессмысливанию текста может привести нарушение его формы, отсутствие связности.
1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение: а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков; б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности; в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод; г) имеет коммуникативное намерение – доказать.
2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе: а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных; б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения; в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.
3. Выберите термин, соответствующий данному определению. Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. а) отзыв; б) эссе; в) статья в газете; г) аннотация.
АННОТАЦИЯ - [от лат. annotatio - замечание]. Краткая характеристика какого-либо издания или рукописи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня основных тем), указывающая их назначение, адресата, научную или художественную ценность. Дать, составить, написать аннотацию к чему-либо, на что-либо
ОТЗЫВ О КНИГЕ Дать отзыв о книге - значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном. Дать отзыв о книге - значит высказать и обосновать свое мнение о ней, поделиться впечатлениями о прочитанном. Отзыв может быть написан в виде рассуждения: тезис (мнение читателя о книге); тезис (мнение читателя о книге); доказательства справедливости этого мнения; доказательства справедливости этого мнения; вывод (общая оценка книги); вывод (общая оценка книги); рекомендации (кому прочитать данную книгу) рекомендации (кому прочитать данную книгу) Отзыв может содержать описание внешнего вида книги, ее иллюстраций. В отзыве, как правило, сведения даются самые необходимые, а оценка общая (иначе это будет рецензия).
План отзыва 1. Автор и название произведения. Жанр (роман, повесть, поэма, сборник фантастических рассказов и т.д.), 2. О чем говорится в книге? 3. Герои произведения. 4. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление? 5. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно). 6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься? Если в книге, кроме основного текста, есть предисловие крупного ученого или писателя, сведения об авторе, история создания книги, рисунки, обязательно скажи об этом.
Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
РЕЦЕНЗИЯ [от лат. recensio - рассмотрение] Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-л. научного сочинения, произведения искусства. Написать, опубликовать, зачитать рецензию.
критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство. отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение. Подберите синонимы к словам Рецензировать Рецензия
Рецензия – это эмоциональный отклик - анализ: о чём? как? что я об этом думаю? Какова цель рецензии? Зачем пишу? прочитали --> удивились --> задумались --> пишем рецензию…
Жанры сочинений-рецензий: небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка. развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка. !!!! Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия - развернутая аннотация.
Примерный план рецензии на литературное произведение. 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном - двух предложениях) пересказ его содержания. 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление). 3. Критический разбор или комплексный анализ текста: - смысл названия - анализ его формы и содержания - особенности композиции - мастерство автора в изображении героев - индивидуальный стиль писателя
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: 4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: - основная мысль рецензии - актуальность тематики произведения В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Памятка: Как работать над рецензией на книгу (произведение). I. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу. II. Подумайте над вопросами. 1. Как книга читалась? Как будет она восприниматься другими читателями? 2. Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор? 3. Как писатель приводит нас именно к этим выводам? 4. Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры? 5. В чём художественное своеобразие книги? Как она построена? 6. Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким? 7. Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?
Рефлексия. Оцените степень практической пользы материала урока. Оцените степень практической пользы материала урока. Оцените степень собственного участияОцените степень собственного участия Оценитестепень комфортности на уроке.Оцените степень комфортности на уроке.
Домашнее задание: упр. 85 (стр.97)