Метод разнополых дизиготных близнецовых пар как способ исследования пренатальных факторов формирования индивидуальных различий Паршикова Оксана Викторовна Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
Особенности развития разнополых близнецов 50% общих генов различное отношение окружающих людей влияние пренатального тестостерона разная скорость физиологического созревания и психологического взросления
Исследование академической успеваемости близнецов оценки учащихся общеобразовательных школ РФ данные были получены в 17 субъектах РФ, относящихся к 5 федеральным округам оценки для 2282 пар близнецов и более четырех тысяч одиночнорожденных детей – одноклассников близнецов поддержка РГНФ (грант а)
Разнополые близнецы 497 анкет, что составляет 21,8% выборки близнецов 1-4 классы – 150 пар 5-6 классы – 94 пары 7-11 классы – 253 пары 74% разнополых пар проживают в полных семьях у 54% разнополых близнецов есть сиблинги
Взаимоотношения разнополых близнецов Наличие ролевых отношений констатируется в 64,9% разнополых пар. Это выше, чем в МЗ и ДЗ-однополых парах. В парах, где есть разделение на лидера и ведомого, в 69,6% случаев лидером является девочка.
Семейная среда разнополых близнецов Характеристики семейной среды Средние значенияНаличие различий между разнополых близнецов ДЗ однополых близнецов МЗ близнецов разнополыми и ДЗ- однополыми разнополыми и МЗ Возраст матери при рождении близнецов 26,727,025,6нетесть Возраст отца при рождении близнецов 28,528,827,4нетесть Количество детей, старше близнецов 1,181,011,09естьнет Количество пар
Академическая успеваемость разнополых близнецов среднее значение в паре Средняя успеваемость разнополых близнецов от успеваемости ДЗ однополых и МЗ близнецов вплоть до 6 класса. В старшей школе разнополые близнецы уступают в среднем по иностранному языку и физической культуре как ДЗ однополым, так и МЗ близнецам; и ДЗ однополым близнецам по геометрии. В 5-6 классах проявляется тенденция к более высокой успеваемости разнополых близнецов по сравнению с ДЗ однополыми близнецами (математика, искусство, физкультура, естественнонаучный блок).
Академическая успеваемость разнополых близнецов девочки Девочки из разнополых пар учатся не хуже, чем девочки из однополых пар и одиночнорожденные девочки. Различия в пользу однополых близнецов и одиночнорожденных наблюдаются для предметов гуманитарного цикла (иностранный язык в младшей и старшей школах, гуманитарный блок и литература в 5-6 классах).
Академическая успеваемость разнополых близнецов мальчики Небольшое превосходство мальчиков из разнополых пар над мальчиками из однополых пар и одиночнорожденными по физической культуре в первые 6 лет школьного обучения, по биологии в 5-6 классах и по химии в 7-11 классах.
Выводы Метод разнополых близнецов позволяет получать «особые» данные о влиянии половой принадлежности на формирование индивидуальных особенностей.