Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Станкова Наталия Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Беляницкая СОШ Сонковского района Тверской области»
Advertisements

Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
ВСПОМНИ! Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте.
Презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме: Презентации по теме Имя существительное
ВСПОМНИ! Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте.
Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края.
ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Двадцать шестое февраля. Классная работа. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали.
Урок русского языка Автор-составитель: Мартынова Татьяна Дмитриевна - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Шереметьевка Саратовской области Тема:
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Как изменяются глаголы Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Благовещенска Макарова Оксана Николаевна.
Части речи Алматаев К. АД-21. Введение Часть речи категория слов языка, определяемая морфологическими и синтакси ческими признаками. В языках мира прежде.
Разряды количественных числительных. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете.
Что изучает этот раздел науки о языке? Что изучает этот раздел науки о языке? На какие группы делятся все части речи? На какие группы делятся все части.
Учитель: Желиба Татьяна Ивановна. Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет Каким.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Обобщающий урок Обобщающий урок русского языка в 6 классе русского языка в 6 классе «Самостоятельные части речи» «Самостоятельные части речи» Презентация.
Части речи СамостоятельныеСлужебныеМеждометие Существительное Предмет Кто? Что?
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Транксрипт:

Автор: Литвина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ 16» п. Солнечнодольска Изобильненского района Ставропольского края

Колонны слов, или что такое морфология Велико количество слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, лица, времени, наклонения и вида, то получится неисчислимое количество. Как разобраться и управиться слов и их форм? К счастью, есть у их слов строгий командир Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» - вмиг все слова построились в четкие колонны. Таким образом, МОРФОЛОГИЯ изучает части речи и формы словоизменения. Вместе с СИНТАКСИСОМ она составляет ГРАММАТИКУ. Морфология МОРФОЛОГИЯ == СИНТАКСИСГРАММАТИКА

Под знамена частей речи становись! Попытались как-то все слова построиться. Становились, становились – все плохо получается. «Без командира нам не обойтись, – поняли слова, – призовем-ка мы Морфологию!» – Кто обозначает предмет? – спросила Морфология у слов. – Мы обозначаем предмет. – А какие формы у вас есть? – Род, число и падеж. – А что вы умеете делать? – Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. – Становитесь под знамя «Имя существительное», – приказала Морфология. Она собрала и объединила и все оставшиеся слова. Так тысячи слов встали под знамена частей речи, учитывая свои значения, грамматические формы и синтаксическую функцию. Морфология

Для чего существительному род? – Зачем Вы имени существительному? – спросили как-то у Рода. – А разве есть хоть одно существительное без Рода? – ответил тот. – Без меня существительное не сможет обозначать предмет, т. е. перестанет быть существительным. Стоит какой-нибудь падежной форме «сбежать» и лишиться Рода, как она тотчас же превращается в наречие: Было вот бЕгом, да стало бегОм. И всегда, как только выделяется или создается новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода: Чебурашка, игрушка, изделие, предмет и т.д. Если я Чебурашка, изделие, предмет и игрушка, то какого же я тогда рода?

Существительное считает – Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов. – Много! – моментально отвечало то. – Вы же не считали, - укоризненно покачал головой председатель. – Много! – тут же повторило Существительное. – Вы не хотите считать?! – Товарищ председатель, – вступился Глагол, – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. – Числительное! – хором выдохнул зал... На рисунке противопоставлены формы единственного и множественного числа (яблоко – яблоки): одно и неопределенное множество. Отдельные существительные имеют количественное значение, но это значение не части речи, а лексическое: четверка, четверть. яблоко яблоки

Что делает падеж? У Падежа спросили: – А зачем нужны существительному Вы? – И без меня нельзя, - отвечал Падеж, - я указываю на отношение моего хозяина-существительного к другим словам в предложении. – А как именно? – Я могу указывать на отношения действия и места (сидеть на стуле, идти в школу), действия и орудия (бить молотком, чертить карандашом), действия и объекта (читать книгу, собирать ягоды), целого предмета и его части (ветка дерева, стрелка прибора) и многое другое. Без меня существительное не проживет, как и без Рода и Числа. действие и место действие и орудие целый предмет и его часть

На чем или где? В тетради было написано: в рюкзаке. – В ч е м? – задала вопрос Морфология. – Позвольте, - заволновался Синтаксис, - нужно спрашивать г д е? – Не спорьте, оба вопроса одинаково нужны, - вмешалась Грамматика, - только тебя, Морфология, какая это падежная форма, а тебе, Синтаксис, нужно непременно знать, какой это член предложения. – А как же мы задаем один вопрос ч т о? к слову розу? – Нет, - отвечала мудрая Грамматика, - вы снова задаете два вопроса, только они на этот раз совпадают. Грамматика Морфология Синтаксис В чем? Где?