Выбор профессии - Осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем. Проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию. Пробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?
В нашей стране 42% людей меняют профессию уже в течение первых двух лет после окончания профессионального училища, колледжа или ВУЗа, а в целом до 80% населения работают не по специальности, указанной в дипломе о профессиональном образовании.
Профессия От лат. слова profession – «объявляю своим делом» Это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками.
При выборе профессии необходимо учитывать факторы: ХОЧУ НАДО МОГУ Назад
Фактор ХОЧУ интересы – желание что- либо узнать новое Склонности – желание что-либо сделать.
Фактор МОГУ Возможности личности: Способности – технические, организаторские, коммуникативные. Уровень знаний – умения по определенным предметам (тренер – физкультура, программист – математика) Психологические особенности личности – особенности темперамента, качества характера (продавец- общительный, переключение внимания, устойчивая нервная система) Состояние здоровья Назад
Потребности рынка труда в кадрах Фактор НАДО Назад
Классификация профессий По характеру труда: Физический или умственный труд Исполнительский или творческий характер По уровню квалификации: Профессии, требующие высшего образования; Профессии, требующие среднего профессионального образования; Профессии, не требующие квалификации; По предмету и характеру труда: Человек Техника Информация Художественный образ Природа
Человек – техника (14 чел) ВАЖНО: практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части Пример: автомеханик, инженер- конструктор, инспектор ДПС, слесарь, сантехник, плотник
Человек – природа (0 чел) ВАЖНО: любить природу, знать законы природы и уметь применять их, инициативность, самостоятельность, заботливость, терпение Пример: агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог
Человек – знак (1 чел) ВАЖНО: уметь мыслить абстрактно (отвлеченными вещам), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками (ин.словами, цифрами, кодами) Пример: аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, бухгалтер, менеджер, архивариус
Человек – искусство (4 чел) ВАЖНО: творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие Пример: архитектор, имиджмейкер, актер, визажист, музыкант, дизайнер, портной, фотограф
Человек – человек (10 чел) ВАЖНО: общительность, контактность, уметь налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение Пример: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент,
Ошибки при выборе профессии: 1. Мнение, что профессия выбирается раз и навсегда. 2. Выбор профессии из соображений престижности 3. Незнание и недооценка своих возможностей и способностей 4. Увлечение внешней или частной стороной профессии 5. Отождествление учебного предмета с профессией.
Классифицируйте приведенные специальности по предмету труда Продавец, лесник, столяр, музыкант, учитель, озеленитель, токарь, художник, программист, Бухгалтер адвокат, электромонтер, переводчик.