Тема: «Лабораторные работы по русскому языку» Практические рекомендации к урокам русского языка учитель русского языка и литературы Дяткова Л.Н.
Лабораторные занятия - это самостоятельная исследовательская работа учащихся включает: Анализ текста (стиль, тип речи, способы связи предложений).стильтип речиспособы связи предложений Работа с текстом как подготовка к ЕГЭ (пример 1,2). (пример 1,2) Редактирование текста. Редактирование текста Дифференцированные задания к тексту.тексту Анализ ошибок разных типов. Анализ ошибок разных типов Работа со справочной литературой.
I.Повторение. Какие вы знаете стили речи? РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛИ РЕЧИ КНИЖНЫЕ НАУЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕЛОВОЙ
I.Повторение. Какие вы знаете типы речи? ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ
I. Повторение. Назовите способы связи предложений в тексте. СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шел мальчик в валенках и меховой шапке. Мальчик возвращался домой из булочной и в согнутой руке нес два кирпичика хлеба. Хлеб был теплый, и мальчик грел об него маленький нос. Снегири прилетают кормиться на балкон до середины марта. Эти красногрудые красавцы много и охотно поют ДанноеНовое
I.Повторение. Назовите средства связи предложений в тексте. СИНОНИМЫ ПОВТОР СЛОВАМЕСТОИМЕНИЯ !!! В ОДНОМ ТЕКСТЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ !!!
II.Работа с текстом (пример 1) Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усея__ые редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на стари__ых планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепа__ыми крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плете__ыми из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревя__ые, с наклонившимися крестами и разоре__ыми кладбищами.
Задания: 1 Прочитать выразительно текст. 2 Фрагмент какого произведения перед нами? 3. Определите тему, основную мысль текста. Чьими глазами мы видим отнюдь не живописную картину? 4. Определите стиль текста, докажите свое мнение. 5. Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором. 6. К какому типу речи относится фрагмент из романа «Отцы и дети»? 7. Какова роль пейзажа в контексте всего произведения?.
Проверка. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Проверка задания. 1. И.С.Тургенев «Отцы и дети») 2. Выразит прочитать отрывок из романа. 3. Пейзаж,который увидели герои произведения Тургенева Базаров, отец и сын Кирсановы ; пейзаж показан глазами Аркадия Кирсанова. 4. Художественный стиль, потому что передает отношение к окружающему, рисует словами картину, в данном случае, автор изображает пейзаж. Задача Тургенева нарисовать живую картину окружающей действительности, используя изобразительно-выразительные средства 5. Эпитеты, метафора. 6. Описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. В данном тексте это пейзаж, изображение внешний вид деревеньки. 7. Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен. Вывод : И.С. Тургенев как писатель – реалист воспроизводит жизненную правду в романе, описывая жизнь крестьян после реформы 1862 года, обращая внимание читателей на разоренность и убогость деревень простых людей..
Работа с текстом (пример 2) (1) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. (2) Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. (3) Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; что засыпаешь, но вот откуда- то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. (А.П.Чехов.)
Дифференцированные задания к тексту. Стилизация текста. Стилизация текста Стилистический анализ текста. Стилистический анализ текста Диктант с самопроверкой по образцу. Перепишите, расставляя знаки препинания. Перепишите, расставляя знаки препинания.
Стилизация текста. В зимнюю пору все как будто засыпает: не поют птицы, не шумят деревья, не журчат замершие реки, но зима все равно прекрасна и полна жизни. Едва только посыплется снег, как ребятишки, несмотря на холод, уже бегают по двору и радуются кружащимся по ветру хлопьям. Вся земля чиста и невинна, как белое полотно художника. Морозные вечера убаюкивают своей тишиной и красотой; сидишь и смотришь в окно, замороженное и живописное, чувствуешь, что хотел бы просидеть так всю жизнь. Но это невозможно, потому что жизнь кипит независимо от зимней морозной тишины.
Стилистический анализ текста. Данный текст относится к художественному стилю речи, так как задача автора – создать художественный образ ночной июльской степи (« степь все еще прекрасна и полна жизни») с целью воздействия на читателя. Художественный стиль отличается широким использованием изобразительно- выразительных средств. Для передачи своих чувств, мыслей, настроения писатель использует эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры ( «степь легко вздыхает широкою грудью», «степь прекрасна», «трескотня убаюкивает, как колыбельная песня»; «дремота опускает веки», «тревожный крик птицы» и др.). Кроме тропов, в тексте встречаются и стилистические фигуры: инверсия, параллелизм, антитеза («В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни».) Также автор использует конкретную лексику, помогающую ему нарисовать картину степи (перепел, коростель, балочка, цветы и др.), эмоционально- оценочные слова, раскрывающие отношения автора к описываемому (балочка, прекрасна). Глаголы и глагольные формы передают, с одной стороны, движение, какие-то изменения, происходящие во времени и пространстве, а с другой стороны, подчеркивают торжество жизни в окружающем мире. Невольно чувствуешь, что так было, есть и будет. Сложные синтаксические конструкции отражают всю глубину мыслей автора. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что данный текст относится к художественному стилю.
Пунктуационное задание. Задание. Объяснить постановку знаков препинания. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели,(1) не поют в лесных балочках соловьи,(2) не пахнет цветами,(3) но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла,(4) как дневная тоска забыта,(5)все прощено,(6) и степь легко вздыхает широкою грудью. Однообразная трескотня убаюкивает,(7) как колыбельная песня;(8) что засыпаешь,(9) что засыпаешь, (10) но вот откуда- то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук,(11) похожий на чей-то голос вроде удивленного «а-а!»,(12) и дремота опускает веки. (А.П.Чехов.)
Справка. 1.2,5запятаяМежду независимыми предложениями, входящими в состав БСП (в сложной синтаксической конструкции) 3,6, 10,12 запятаяМежду частями сложной синтаксической конструкции, соединенными сочинительными союзами 9запятаяДля отделения придаточного предложения 7запятаяДля отделения сравнительного оборота 8точка с запятойМежду независимыми частями, входящими в состав ССК и связанными бессоюзной связью (интонация перечисления) 11запятаяДля обособления распространенного определения, стоящего после определяемого слова.
Примечание. Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительным союзом, запятая не ставится (предложение 2). Запятая перед союзом «или» не ставится (3 предложение), так как части ССП имеют общий второстепенный член предложения.
Редактирование текста. Задание для 7-11 классов. Исправьте текст, устраните повторы и однообразные синтаксические конструкции, используя сложные предложения, однородные члены, деепричастные обороты. В 1271 году венецианские купцы Николо и Маффео Поло отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо. Только четыре года венецианцы достигли Китая и вошли в город Пекин. Они преодолели тысячи миль. Они пройти многие страны. Марко был обласкан ханом. Марко семнадцать лет находился у него на службе. Марко за те семнадцать лет изъездил все провинции необъятного государства. Марко даже был назначен правителем одного из них. Вернулся он на Родину лишь в 1295 году. Вскоре он принял участие в морском бою. Он стал пленником ГЕНУЭЗСКОЙ республики. В тюрьме и продиктовал он свои воспоминания о путешествиях. Отредактированный текст. В 1271 году венецианские купцы Николо и Маффео Поло отправились во владения монгольского хана Хубилая. Третьим был семнадцатилетний Марко, сын Николо. Только через четыре года, преодолев тысячи миль, пройдя многие страны, венецианцы достигли Китая и вошли в город Пекин. Марко был обласкан ханом и за семнадцать лет, что находился у него на службе, изъездил все провинции необъятного государства и даже был назначен правителем одной из них. Вернулся он на Родину лишь в 1295 году. А вскоре, принял участие в морском бою, стал пленником ГЕНУЭЗСКОЙ республики. В тюрьме и продиктовал он свои воспоминания о путешествиях. Отредактированный текст используется учеником в качестве образца для самопроверки.
Анализ ошибок разных текстов. Вначале школьники знакомятся с типами ошибок (орфографическими, грамматическими, речевыми, логическими, фактическими), знакомятся с их графическим обозначением. После каждой работы, проверенной учителем, ученик анализирует свои ошибки, исправляет их.
Таким образом, такая организация занятия по русскому языку помогает закрепить и углубить лингвистические знания, применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче школьных экзаменов в форме ЕГЭ.
Спасибо за внимание!