Ключевые компетенции учителя Долгова О.А.- директор МОУ СОШ 8 с.Левокумка Минераловодского района Ставропольского края
Этапы становления компетентностного подхода в образовании Первый этап ( гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап ( гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении. Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения. Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования. Ключевые компетенции учителя
Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.
Формирование компетентности и компетенции учителя Формирование компетентности и компетенции учителя "жизненные навыки" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию); "надпредметные умения" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Общепедагогические компетентности повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации. Ключевые компетенции учителя
Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности. Ключевые компетенции учителя Трёхуровневая иерархия компетенций учителя
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности. Ключевые компетенции учителя Трёхуровневая иерархия компетенций учителя
Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ключевые компетенции учителя Трёхуровневая иерархия компетенций учителя
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско- общественной деятельности, в социально- трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Ключевые компетенции учителя Трёхуровневая иерархия компетенций учителя
Общепредметные (базовые) компетенции учителя моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования. Ключевые компетенции учителя Трёхуровневая иерархия компетенций учителя
Общепредметная компетентность: владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя. культурой коммуникации при взаимодействии с людьми, умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования, умением передавать свою информацию другим. Ключевые компетенции учителя Трёхуровневая иерархия компетенций учителя
базовые математические приемы, алгоритмы измерений математический язык самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя математики
владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя физики
психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая) личностная самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты) Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя русского языка
коммуникативный (языковая, речевая, социокультурная компетенции); дидактический (компетенция, представляющая собой приобретенный синтез знаний, умений, навыков творческой педагогической деятельности, функционирующий в виде способов деятельности); рефлексивный (личностная компетенция – регулятор личностных достижений, побудитель самопознания и профессионального роста). Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя иностранного языка
базовые математические приемы, алгоритмы измерений математический язык самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя математики
изучение свойств химических веществ и основ ТЭД развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя биологии, химии
владение основами теории физического воспитания развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта владение основами знаний олимпийского движения знание медико-биологических основ двигательной деятельности знание правил по технике безопасности Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя физической культуры
изучение свойств химических веществ и основ ТЭД развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты Ключевые компетенции учителя Компетенции учителя биологии, химии
Ключевые компетенции учителя Литература 1.И. А. Зимняя. Ключевые компетенции-новая парадигма результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос» мая. 3. В. А. Адольф Формирование профессиональной компетентности будущего учителя.//Педагогика Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании О. А. Козырева Феноменология профессиональной компетентности учителя.//Образовательные технологии и общество 11(2) Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании //Наука и школа И. И. Барахович. Коммуникативная компетентность педагога (Требования профессионального стандарта педагогической деятельности. // Интернет-ресурс 7.М. В. Аргунова Ключевые образовательные компетенции о оценка их сформированности. // Химия в школе Алексеева Л. П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. М., Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / /Советская педагогика Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm.