Жан-Поль Сартр
Биография Жан-Поль Сартр, писатель, драматург и философ- экзистенциалист, Сартр был сыном французского офицера военно-морского флота, который умер через год после рождения мальчика. Сартра воспитала его мать Анна-Мария Швейцер. У Сартра, тихого некрасивого ребенка, в детстве практически не было друзей. Он жил в мире своих фантазий. В характере Сартра выработались настойчивость и упорство. Когда он поступил в высшее учебное заведение, Сартр полностью вышел из-под влияния своей матери и ее родителей и отказался от их буржуазного образа жизни. После окончания учебы Сартр стал учителем, твёрдо придерживаясь левых убеждений. Жан-Поль Сартр умер в 1980 году, и в последний путь его провожали человек.
Философские и теоретические работы 1.Воображение (1936); 2. Эскиз теории эмоций (1939); 3.Воображаемое. Феноменологическая психология воображения (1940); 4.Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии (1943); 5. Экзистенциализм это гуманизм (1946); 6.Ситуации: В 6 т. ( ); 7.Проблема метода (1957); 8. Критика диалектического разума. Т. 1. Теория практических ансамблей (1960). Наиболее известными художественными произведениями Ж.-П. Сартра являются: роман Тошнота (1938); сборник новелл Герострат (1939); романная трилогия Дороги свободы: В 3 т. ( ); пьесы Мухи (1943), За запертой дверью (1944), Альтонские затворники (1960).
Основы философии Посылка, от которой отталкивается Сартр, выстраивая экзистенциальную философию, состоит в том, что существование (existentia) предшествует сущности. То есть человек рождается, а уже затем его сущностью становится все то, что он нарабатывает в течение жизни. Из этой посылки следует несколько далеко идущих выводов.
Во-первых, что в построениях Сартра нет места Богу, пусть даже вынесенному за скобки в качестве перводвигателя или Автора проекта. Во-вторых, что человек становится человеком не сразу после рождения, а лишь впоследствии. Причем таким человеком, каким он сделает себя сам. В-третьих, что человек, получивший во владение свое собственное бытие, получает в придачу и всю ответственность за него.
Эта ответственность распространяется не только на его личное существование, но и на всех людей вообще. Человек выходит за рамки своей субъективности и, выбирая себя, выбирает одновременно других людей. Далее - уже проще. Ни один нормальный человек не пожелает себе зла, ибо зло не является ценностью. То, что человек выбирает, - всегда благо. Но это благо для нас не всегда является и благом для всех. Человек, свободный в своем выборе блага, изобретает свой собственный закон. Ведь над ним нет Бога, который дал бы ему идеи блага и закона. А раз нет Бога, то, ссылаясь на авторитет Раскольникова, Сартр утверждает, что "все дозволено". Собственно, в этом и состоит исходный пункт экзистенциализма. Таким образом, человек "осужден быть свободным": заброшенный в мир волею тупых родителей, он отныне отвечает за все, что сделает. Выбирая собственную свободу, он выбирает и свободу для остальных, то есть ищет цель вовне. Так экзистенциализм становится учением о действии.
Философская концепция Свобода Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Философская концепция Отчуждение С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а, следовательно, лишена самого важного способности творить свою историю.
Философская концепция Диалектика Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю в той же мере, в какой она его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчужденная надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.