«Система подготовки к сочинению по литературе как шаг к подготовке к ЕГЭ по литературе». Тема: Разработка Денисовой Натальи Георгиевны, учителя русского языка и литературы МОУ «СШ 30»
Этапы подготовительного урока 1. Работа над темой. 2. Составление простого плана. 3. Распространение плана. 4. Подбор цитат. 5. Подбор эпиграфа.
Вступление Основная часть Заключение
Алгоритм работы над темой и вступлением 1. Подчеркните все существительные (иногда словосочетания) в теме. 2. Пронумеруйте эти слова по принципу «от общего к частному». 3. Расположите эти слова в план вступления в порядке возрастания.
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора» (по одному или нескольким произведениям русской литературы XX века) План вступления 1. Литература XX века. 2. Произведения. 3. Литератор. 4. Счастье для писателя. 5. Истина, реальность жизни.
Алгоритм работы над основной частью 1. Выдели во вступлении «опорное» слово (последний пункт вступления. 2. Вспомни и запиши все эпизоды из художественного текста, связанные с «опорным словом». Каждый эпизод – отдельный пункт плана. Оставляй 2-3 строки на каждый пункт плана на случай, если придётся что-то добавлять, редактировать, цитировать. 3. Распространи слова, отражающие эпизоды сюжета, до предложений, которые бы содержали определённую мысль, обязательно связанную с опорным словом.
1. Что есть истина? (порассуждать над этим словом, можно поработать с толковым словарем, привести высказывания известных людей об истине). 2. М.А. Булгаков как писатель, отразивший в романе «Мастер и Маргарита» «точно и сильно» довоенную реальность (власть, люди, нравы, быт). 3. Какую цену заплатил Булгаков за свою истину? (факты из его биографии) 4. Иешуа Га-Ноцри как носитель истины в романе. 5. Как справляется с этой проблемой мастер в романе. 6. Роль помощи Маргариты мастеру. 7. Счастье или несчастье для поэта или писателя - быть правдивым? Легко ли быть опальным писателем или просто носителем истины? План основной части
Алгоритм работы над заключением 1. Расположи начальные слова пунктов вступления в обратном порядке. 2. Распространи эти слова, имея в виду, что это должно быть не повторение уже сказанного во вступлении, а твоя личная оценка, выводы по данным пунктам. 3. Употребляй вводные слова и предложения (я думаю, как мне кажется, по моему мнению, по оценке литературных критиков, по мнению современников).
План заключения 1. Истина. 2. Счастье. 3. Литератор. 4. Произведения XX века. Распространение заключения 1. Истина нужна ли она? 2. Счастье. Счастлив ли писатель, несущий людям истину? 3. Литератор. Можно ли считать истинным литератором писателя или поэта, пишущего в угоду кому-либо? 4. Произведения XX века. Противоречивое, тяжёлое время, в большую литературу входят только те, кто несёт правду жизни. 1. Истина нужна ли она? 2. Счастье. Счастлив ли писатель, несущий людям истину? 3. Литератор. Можно ли считать истинным литератором писателя или поэта, пишущего в угоду кому-либо? 4. Произведения XX века. Противоречивое, тяжёлое время, в большую литературу входят только те, кто несёт правду жизни.
Подбор цитат 1. Подчиняй цитату основной мысли пункта сочинения. 2. Избегай очень длинных цитат, неточных цитат. 3. Грамотно оформляй пунктуацию при цитировании.
Подбор эпиграфа 1. Подчиняй эпиграф «опорному» слову (последнему пункту выступления). 2. Расположи эпиграф после названия темы сочинения в правой половине листа. 3. Укажи автора высказывания. 4. Проверь знаки препинания при оформлении эпиграфа.
Этапы урока – анализа письменных работ. 1. Общие замечания, типичные ошибки. 2. Анализ работ по темам (3 темы – 3 анализа) и по конкретным работам.
Результаты выпускного экзамена по литературе в 11 классе в 2002 – 2003 уч. гг. Всего писали – 23 человека. Получили за содержание: «5» - 1 чел.; «4» - 13 чел.; «3» - 9 чел; Процент качества – 61%.
Всероссийский конкурс «Педагогические инновации», диплом 1 степени (методическая разработка «Подготовка к сочинениям в старших классах»)