Герои комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума». Автор: Зеленцова Настя.
«Это тонкая, умная, изящная комедия. Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное затем, кажется, чтобы их легче было удержать в памяти и пустить опять в оборот весь собранный автором ум, юмор, шутку и злость ума и языка». И.А.Гончаров
«Цель его характеры и резкая картина нравов». А.С.Пушкин
Александр Андреевич Чацкий. Представитель передовой дворянской молодежи. Это герой-пропагандист, оратор. Чацкий романтическая стихия. «Он и глупый, и влюблённый да к тому же он поэт». Г.Гейне
Софья Павловна Фамусова. Дочь хозяина московского дома, П.А.Фамусова. Воображает себя сентиментальной героиней «чувствительного» романа. Сочетание наносной сентиментальности с глубокой натурой. …«в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости»… И.А.Гончаров
Молчалин Алексей Степанович. Коллежский асессор; числится «по архивам», но фактически состоит личным, домашним секретарем П.А.Фамусова. Сердечный друг Софии, в душе презирающий ее. Следует отцовскому завету «угождать всем людям без изъятья». «В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь».
Павел Афанасьевич Фамусов. Типичный московский барин, вдовец, отец Софьи Павловны. Выявляет себя воинствующим представителем старого мира. Богат, самовлюблен, считает себя хозяином жизни. Считает себя вправе всех учить.
Раскрытие характеров. Говорящие имена. фамилии со значениями (Скалозуб, Молчалин и т.п.) – литературная традиция, народного обычай крестить человека прозвищем, отражающим существо, заметную черту его характера. Речевая характеристика. Индивидуализация языка персонажей. Персонажи комедии обладают такой речью, которая раскрывает их социальный, идейный, культурный и моральный облик.
Самый умный. «Чацкий не только умнее всех прочих лиц комедии, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Горничная Лиза характеризует его так: «Чувствителен, и весел, и остер»». «Мильон терзаний» А.И.Гончаров
Чацкий или Грибоедов. О себе Грибоедов говорил как о человеке гонимом и непонятом людьми, который тщетно жаждет «где-нибудь найти уголок для уединения», испытывает «мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов...». Между автором комедии и ее героем существует некоторая дистанция. Герой «Горя от ума» воплощает в себе то начало личной независимости, которой в своей жизни не мог достигнуть автор комедии.
«Мильон терзаний». «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов». «Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная». «Роль и физиономия Чацких неизменна. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную»». «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим».
Выводы: В смешном положении может оказаться любой человек. Следовательно, персонажами комедии могу стать как глупые, так и умнейшие люди, и это не сколько не будет противоречить законам жанра. Комедия актуальна и в наши дни. Борьба нового со старым есть закон жизни, и пока существует эта борьба, жизнь будет двигаться вперед, трудно, болезненно, преодолевая препятствия. Комедия зовет смелых и сильных вперед, в будущее, отметая со своего пути все старое, отжившее, косное.