Греция – страна гористая. И потому крепости и святилища часто строили на высоких скалах.
Часть города, стоящую на высокой скале, называли акрополем от греческого akros – «верхний» и polis – «город».
После разрушения персами Афин во время греко-персидских войн на месте старой городской крепости решено было создать новый большой храмовый комплекс. Тогдашний правитель Афин Перикл привлек к созданию Акрополя лучших греческих художников. А во главе строительства поставил знаменитого скульптора Фидия.
Пинакотека Храм Ники ПропилеиТеатр Диониса Статуя Афины Эрехтейон Парфенон Немного сегодня осталось от древних сооружений Афинского акрополя.
В древности акрополь мог быть таким.
Во время большого афинского праздника «Великие панафинеи» все население города поднималось на акрополь. Их встречал храм Ники Аптерос – воздвигнутый в честь победы над персами.
В этом изящном ионическом храме находилась статуя Нике – Богини Победы, у которой афиняне отбили крылья, чтобы она никогда не улетала от них.
Мимо храма Ники процессия поднималась по ступеням Пропилей – торжественной колоннады.
За Пропилеями взорам открывалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), созданной Фидием. Ее копье было самой высокой точкой Афин.
Сама статуя не сохранилась. До нас дошли лишь небольшой рельеф с Афиной работы Фидия и римская копия его бронзовой статуи.
«Жемчужиной акрополя» называют небольшой храм Эрехтейон. Он посвящен Афине и Посейдону, которые мифические времена спорили за главенство над городом.
Удивительно асимметричный храм с разных сторон производит разное впечатление.
С востока видна стройная ионическая колоннада.
С запада храм выглядит как множество разнородных построек.
С юга – сплошная стена из больших камней.
Юго-западный угол украшает портик кариатид.
Карийские девы уже полтора тысячелетия смотрят на Афины.
Ритуальным и композиционным центром Афинского акрополя является храм Афины Парфенос (Парфенон).
Этот классический периптер дорического ордера стал образцом для множества подражаний.
Расстояние между колоннами Парфенона точно вымерены архитекторами Иктином и Калликратом. Словно шеренга афинских граждан выстроилась вокруг Парфенона.
Шествие на Великие Панафинеи повторено и на мраморном фризе Парфенона. Статичность фигур подчеркивают многочисленные складки одежды.
Наоборот, в конных фризах мастерам удалось добиться динамичности фигур лошадей и всадников. Подумайте, что придает динамику этим фигурам.
Даже метопы Парфенона сохранили фрагменты рельефов.
Однако наиболее интересны скульптурные группы с фронтонов Парфенона. Они очень умело помещены в треугольное обрамление фронтона.
В центре Парфенона, в святилище, помещалась огромная статуя Афины Парфенос.
Большая хризоэлефантинная статуя работы Фидия до нас не дошла. Сохранилась лишь маленькая римская мраморная статуэтка, которую считают уменьшенной копией знаменитой статуи.
Празднование Великих Панафиней завершалось спектаклями в театре Диониса у подножия Акрополя.