Исследовательская работа как одна из форм организации деятельности учащихся
Для успешной организации работы следует поставить следующие цели. Учащиеся должны достаточно свободно ориентироваться в определенной системе знаний Определить соотношение деятельности учителя и ученика.
Необходимо сформировать у детей следующие исследовательские умения: Диагностические Познавательные Системные
При составлении плана работы следует учитывать, что содержание материала должно отвечать следующим требованиям: а) новая информация не должна преобладать над опорными знаниями; б) отобранный материал должен быть для учащихся значимым; в) информационный материал должен содержать в себе проблему, которая фактически становится основой эксперимента.
Этапы исследовательской работы 1.Этап определения проблемы исследовательской работы. 2.Этап теоретической подготовки. 3.Этап конкретизации проблемной ситуации. 4. Этап решения выбранной проблемы. 5. Этап применения приобретенных знаний и способов действий. 6. Этап выполнения экспериментальной части. 7. Осмысление полученных результатов. 8. Заключительная часть. 9. Подготовка к защите работы.
Важным звеном в организации исследовательской работы является лабораторное оснащение. При этом следует обращать внимание на то, чтобы багаж знаний учащихся соответствовал образовательному уровню выбранной технологии проведения того или иного эксперимента.
Методические подходы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Дискуссии Ролевые игры Исследовательские работы Экскурсии Конференции Все эти методы пробуждают мыслительную активность, дают учащимся багаж прочных знаний, приобретенных в результате личного опыта.
Подготовка будущего исследователя должна включать не только фундаментальное образование, но и нравственное воспитание. Ученый не является нейтральным наблюдателем, фиксирующим объективную реальность. От его личной позиции и добросовестности напрямую зависят получаемые результаты. Сегодня от гражданской ответственности ученого зависит будущее человечества.
Современный научный процесс является коллективным действием, участник которого должен быть готов к неоднозначности отношений с коллегами и уметь считаться с критикой. Не следует отстраняться от обсуждения нравственных аспектов изучаемой темы Наиболее эффективно такое обсуждение, когда его предлагает ученик, а не учитель. Так как обсуждение спорных ситуаций, возникших естественным образом, полезнее исскуственно предлагаемых.
Учащиеся должны понимать, что научное открытие - не только плод блестящей игры ума, но и результат сложного процесса, отразившего все особенности своей эпохи и способного, в свою очередь, сильно изменить жизнь людей.