ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ.ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ЗАКОНЫ Г.МЕНДЕЛЯ. Цель урока : сформировать знания о генетике как о науке о закономерностях наследственности и изменчивости организмов; познакомить учащихся с основными Методами изучения наследственности и задачами генетики; раскрыть сущность первого и второго законов Г. Менделя; познакомить учащихся с генетической символикой и научить записывать схемы скрещивания; раскрыть понятия генотипа, фенотипа, доминантного, рецессивного признаков, гомо- и гетерозиготы.
генетика наследственност ь наследованиеизменчивость
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ. ГРЕГОР ИОГАНН МЕНДЕЛЬ
ВИДЫ СКРЕЩИВАНИЯ МОНОГИБРИДНОЕ родительские особи различаются по одному признаку дигибридное родительские особи различаются по двум признакам полигибридное родительские особи различаются по многим признакам
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ Чистые линии – растения, в потомстве которых при самоопылении не наблюдается разнообразия по наблюдаемому признаку.
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
Генетические символы Р- родители женская особь - мужская особь G - гаметы F1, F2 - потомство первого, второго поколения АА - доминантная гомозигота аа - рецессивная гомозигота Аа - гетерозигота А, В, С - доминантный признак а, b, c - рецессивный признак А - обозначение доминантной гаметы - обозначение рецессивной гаметы Х - знак скрещивания - линия брака А а
ПЕРВЫЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ Дано: Решение: А – желтые семена Р: АА х аа а– зеленые семена G А а Найти: F 1 - ? АА аа Аа
ВТОРОЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ –ЗАКОН РАСЩЕПЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ Дано: Решение: А – желтые семена Р: Аа х Аа А - зеленые семена жел жел Найти: F2 - ? G : А а А а F2: АА : Аа : Аа :аа Жел жел жел зел.: Аа ААААа а аа Мы видим, что по фенотипу произошло расщепление 3:1, а по генотипу 1АА: 2Аа : 1аа.
Проверим наши знания 1.Структура одного белка определяется: а) группой генов, б) одним геном, в) одной молекулой ДНК, г) совокупностью генов организма.
2. Некоторая последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК может считаться геном, если: а) в ней закодирована информация об одной аминокислоте, б) в ней закодирована информация об и-РНК, в) в ней закодирована информация об одном белке, г) в ней закодирована информация о нескольких белках.
3. Чистой линией называется: а) потомство, не дающее разнообразия по изучаемому признаку, б) разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей, в) пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком, г) особи одного вида.
4.Слева предлагается условие задачи, справа- логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях условиеследствие Дано: гетерозиготный темноволосый отец и мать- блондинка Следовательно, доминирует ген _________________ _, А рецессивен ген ____________________. Дано: В F1 от скрещивания длинноволосых и коротконосых муравьедов получали только коротконосых особей Следовательно, доминирует ген _____________________, а рецессивен ген _______________. Дано: Черно-бурые лисы были чистокровными. Следовательно, лисы были _______________ по признаку_____________, и все гаметы содержали___________________.