Проект ученицы 10 класса « А » ГБОУ СОШ 1254 Неждановой Анны Руководитель – Турабаева О. В.
Доказать, что Александр Сергеевича Пушкин, создавая свои сказки, вложил в их сюжеты основные проблемы общества и человека, при этом пользуясь языком, понятным даже ребенку.
Рассказать о создании сказок Рассмотреть их особенности Узнать о проблемах, скрытых в каждой сказке Сделать вывод
Жил - был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой - какого товару. На встречу ему Балда Идет, сам не зная куда. « Что, батька, так рано поднялся ? Чего ты взыскался ?» Поп ему в ответ : « Нужен мне работник : Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого ?» Балда говорит : « Буду служить тебе славно. Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу ». Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русской авось. Поп говорит Балде : « Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи - ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье ».
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. « Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир ». « Кабы я была царица, Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала я полотна ». « Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки - царя Родила богатыря ».
Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет ; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву : Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой ; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости ; Князь Гвидон зовет их в гости, Их он кормит и поит И ответ держать велит …
Жил старик со своею старухой У самого синего моря ; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, золотою. Как взмолится золотая рыбка ! Голосом молвит человечьим : « Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп : Откуплюсь чем только пожелаешь.» Удивился старик, испугался : Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Царь с царицею простился, В путь - дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт - пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи С белой зори до ночи. Не видать милого друга ! Только видит : вьётся вьюга, Снег валится на поля, Вся белёшенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь - отец. На него она взглянула, Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил - был славный царь Дадон. С молоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело ; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя. Чтоб концы своих владений Охранять от нападений, Должен был он содержать Многочисленную рать. Воеводы не дремали, Но никак не успевали : Ждут, бывало, с юга, глядь, Ан с востока лезет рать. Справят здесь, лихие гости Идут от моря. Со злости Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон.
Сохранив опору на древние мифологические представления о бытии как системе твердых законов, Пушкин в своих сказках преодолел ограниченность создавшего сказку языческого сознания : построил картину мира, в котором любовь и верность превыше законов, а главное чудо – человек, которому дано не только в тело, обреченное на смерть, но и душа, истинная природа которой - жизнь, вечность.