Век Лермонтова в романе «Герой нашего времени» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Цель урока Анализ главы « Княжна Мери » Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина Обучение монологической речи и элементам анализа стиля писателя
Словарная работа Сюжетная самодостаточность Кульминация Философская проблематика Символичное значение образа
Вопросы к беседе Повесть « Княжна Мери » воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете почему ? Вывод : для повести характерна сюжетная самодостаточность ( как вы понимаете это выражение ?); это кульминация дневника Печорина ; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе ; в главе наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.
Работа в группах 1. Изначальный толчок ко всем событиям дают взаимоотношения Печорина и Грушницкого. Проанализируйте историю их дружбы - вражды. Сравните это с ситуацией « Онегин – Ленский » и с рассуждением Пушкина о дружбе во второй главе романа « Евгений Онегин ».
Работа в группах 2. Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в « Фаталисте » обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.
Работа в группах 3. Как и почему складываются отношения Печорина и Веры ? На что указывает трагическая сцена погони за Верой ( сравните ее со сценой погони в повести « Бэла », обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях ).
Работа в группах 4. Проанализируйте взаимоотношения Печорина и доктора Вернера. Как сложились у Печорина взаимоотношения с « водяным обществом »? Почему ?
Работа в группах 5. Сравните финалы « Княжны Мери » и « Тамани » ( выразительно прочитайте фрагменты финалов ). Вывод : при общности темы – « морского пейзажа » - имеется существенное отличие : в « Тамани » это реальный пейзаж, а в « Княжне Мери » - воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.
Работа в группах 6. Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника ? В его содержании ? Что помог вам понять дневник Печорина ? С чем вы не согласны ?
Общий вопрос Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется ? Как характеризуется век через главного героя романа Лермонтова ?
Домашнее задание Прочитать комментарии к главе « Тамань » в книге Мануйлова В. А. « Роман Лермонтова « Герой нашего времени ». Комментарий ». Составить в группах вопросы для проверки знания текста главы « Тамань ».