1.Политика «Гласности». 2.Переоценка исторического прошлого. 3.Противоречия в развитии художественной культуры. 4.Роль СМИ в «революции умов». План урока.
Почему именно «Гласность» определила в итоге необратимый характер общественных перемен? Задание на урок.
Гласность в отличие от свободы слова подразумева- ла,что власти разрешают говорить,то что сами хо- тят слышать.В мае 1985 г. Горбачев приехал в Ле- нинград,где свободно общался с населением.Вскоре был снят запрет на публикацию острых критичес- ких материалов в СМИ,были подняты серьезные проблемы в регионах недоступных для критики, т. к. их возглавляли члены Политбюро.Политика Гласности привела к крушению монополии КПСС на информацию. 1.Политика «Гласности». М.С.Горбачев в Ленинграде. Май 1985 г.
Гласность привела к пере- осмыслению прошлого.В печати были подняты «закрытые» прежде те- мы,критике подверглись ближайшие соратники Ленина. При Политбюро была соз- дана комиссия по реаби- литации жертв полити- ческих репрессий во гла- ве с секретарем ЦК А.Н. Яковлевым. Она перес- мотрела все сфабрико- ванные при Сталине де- ла высших партийных и государственных руко- водителей. 2.Переоценка исторического прошлого. Секретарь ЦК КПСС по идеологии А.Н.Яковлев.
Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина-Н.Бухарин,Л.Каме- нев,Г,Зиновьев и др. В 1989 г.начался пересмотр более широкого круга дел -были признаны неконституционными действия «троек» и «особых совещаний», а осужденные ими- реабилитированы.Были сняты все обвинения про- тив жертв массовой коллективизации и народов, депортированных в годы Великой Отечественной войны. 2.Переоценка исторического прошлого. Политические деятели реабилитированные в к.80-х гг.
В результате гласности были сняты запреты на пуб- ликацию целого ряда произведений Е.Замятина,Б. Пильняка,А,Платонова,А.Солженицина,Д.Гранина и др.,читатели познакомились с произведениями философов Н.Бердяева,В.Соловьева,В.Лосского и др.Интерес к истории привел к публикации массо- выми тиражами трудов Н.Карамзина,В.Ключевс- кого,С.Соловьева.Увидели свет запрещенные ра- нее работы Д.Оруэлла,Р.Конквеста,Ж.Желева и др. 3.Противоречия в развитии художественной культуры. Писатели высланные из СССР в е гг.
Огромный интерес вызвали фильмы «Покаяние»Т. Абдуладзе, «Так жить нельзя» С.Говорухина, «Лег ко ли быть молодым» Ю.Подниекса и др. Зрители вновь смогли увидеть работы П.Филонова, К.Малевича,М.Нестерова и др.Огромные споры вызвало творчество И.Глазунова.В театрах начали ставить пьесы с острой политической направлен- ностью.Так в пьесе М.Шатрова «Дальше…Дальше … Дальше» по-новому трактовался образ Ленина. 3.Противоречия в развитии художественной культуры. И.Глазунов. Россия Великая
Перестройка изменила роль средств массовой информации.практичес- ки была снята цензура. Тиражи периодических изданий выросли до ре- кордных отметок. В то же время крепла и кон сервативная оппозиция. Весной 1988 г.в «Советс- кой России» было опуб- ликовано письмо Н.Анд- реевой «Не могу поступи ться принципами»,став- шее манифестом консер- ваторов.Ее позицию под- держал Е.Лигачев и ста- тья была напечатана в других изданиях. 4.Роль СМИ в «революции умов». А.Т.Твардовский
Ответ на эту статью после- довал лишь через месяц, когда М.Горбачев вер- нулся из-за границы.Пос ле этого в СМИ критика тоталитарной системы развернулась с новой си- лой. Огромную роль в развитии гласности сыграло теле- видение.В его практику вошли прямые трансля- ции, телемосты, появи- лись новые телепереда- чи-»Взгляд», «12 этаж», «5 колесо» и др.Но совет ское общество оказалось неподготовленным к ра- дикальным переоценкам ценностей. 4.Роль СМИ в «революции умов». Шарж на ведущих Программы «Взгляд».