Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые ВУЗы также включают в экзаменационные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Графический метод решения.Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые.
Advertisements

Уравнение ax + b = 0, где а 0, называют линейным уравнением с одной переменной. Решением уравнение является значение Уравнение ax + by + c = 0, где а,
Неравинства
Задания с параметрами и их решения Автор: Шпак Анастасия, 9 класс Руководитель: Воробьёва В.Д., Учитель математики.
Параметр в заданиях ГИА по математике Выполнили Деменкова Юлия и Жаворонкова Анастасия ученицы 9 «В» класса МАОУ «Лицей 62»
Задания с параметром в ГИА-2011 Болдырева Татьяна Викторовна учитель математики высшей квалификационной категории МАОУ «Лицей 62»
Задачи с параметрами В помощь старшеклассникам при подготовке к экзаменам.
Рассмотрим преобразования линейного уравнения ax + by + с = 0; (1) by = - ax – c ; - ax – c ; b y = - abab x - c b. y = Введя обозначения - = k, - = m,
Графические методы решения линейных уравнений и неравенств с параметрами Обучающая интерактивная презентация 7 класс.
Задачи с параметрами Цель данного курса - показать учащимся разнообразие задачи по теме, задачей которого является научить методам решения таких задач.
Различные виды уравнения прямой презентацию подготовила ученица 7 «Б» класса МОУ «Гимназия 1» Распарина Ольга.
titlemaster_med
«Лучший способ изучить что-либо это открыть самому» Д. Пойа.
Общее уравнение прямой В декартовых координатах каждая прямая определяется уравнением первой степени и, обратно, каждое уравнение первой степени определяет.
Линейная функция Урок обобщения (урок подготовки к контрольной работе) МБОУ «СОШ 25» г. Бийска Автор: Еремеева М.В г.
Линейная функция у=kx+m. Определение линейной функции: Функция вида y=kx+m, где k и m числа, х – переменная называется линейной функцией. Например: y.
Задачи с параметрами В помощь старшеклассникам при подготовке к экзаменам.
Линейная функция и ее график. Функция вида y = k x + b. Определение. Функция вида y = k x+ b, где: x – независимая переменная, y – зависимая переменная,
Задачи с параметрами В презентации представлен проект Т.П. Ефремовой «Решение задач с параметром в 7-11 классах». Данную работу можно использовать на уроках.
Уравнение прямой вида y = kx + l Алгебра, 8 класс Презентацию подготовил: Евстафьев С.Д.
Транксрипт:

Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые ВУЗы также включают в экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях. В моем реферате рассмотрены часто встречающиеся типы уравнений, неравенств и их систем, и, я надеюсь, что знания, полученные мной в процессе работы, помогут мне при сдаче школьных экзаменов и при поступлении в ВУЗ. Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые ВУЗы также включают в экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях. В моем реферате рассмотрены часто встречающиеся типы уравнений, неравенств и их систем, и, я надеюсь, что знания, полученные мной в процессе работы, помогут мне при сдаче школьных экзаменов и при поступлении в ВУЗ. Алгебраические преобразования с параметрами

В в е д е н и е Первой, и, пожалуй самой просто функцией является линейная функция y=kx+m. Первой, и, пожалуй самой просто функцией является линейная функция y=kx+m. Вы знаете что при конкретных k и m Вы знаете что при конкретных k и m графиком функции y=kx+m является прямая линия. Так же из курса школьной программы мы уже знаем, что k=tgа, где а-угол наклона прямой к оси ОХ, а k, то через одну точку пересечения m с осью ОУ проходит несколько различных прямых. Если же k зафиксировать, а m менять, то получим семейство параллельных прямых. m-ордината точки, в которой прямая пересекается с осью ОУ. И если мы будем изменять значение k, то через одну точку пересечения m с осью ОУ проходит несколько различных прямых. Если же k зафиксировать, а m менять, то получим семейство параллельных прямых. Теперь поближе познакомимся с линейными уравнениями. Линейные уравнения с двумя переменными называется уравнение вида ax+by+c=0. Если b=0, то его можно привести к виду y= -ax:b-c:b, и, положив k= -a:b и m= -c:b, получить стандартный вид y=kx+m. Если же b=0, то уравнение приводится к виду x= -c:b и мы получаем прямую, параллельную оси OY. Рассмотри подробнее случай b=0. Тогда, как было указано, мы можем привести уравнение к виду y=kx+m. Посмотрим, как меняется график функции y(x) при изменении коэффициентов k и m,то есть как функция y(x) зависит от параметров k и m. Если k 0, то функция возрастает (рис. 1). Если m 0, то график будет пересекаться с осью ОУ в верхней полуплоскости (рис. 2). k 0 m 0 k 0 m 0 рис. 1 рис. 2 рис. 1 рис. 2

П Р И М Е Р 1 Для каждого значения а определите число решений уравнения /x -2x -3/=a Для каждого значения а определите число решений уравнения /x -2x -3/=a Решение. В этой задаче параметр уже выражен через переменную. Таким образом, надо просто аккуратно построить график данной функции. Решение. В этой задаче параметр уже выражен через переменную. Таким образом, надо просто аккуратно построить график данной функции. а а X 0 X Количество решений уравнения при фиксированном а определяется числом точек пересечения построенного графика с прямыми у=а, проходящими параллельно оси X. Отсюда сразу следует, что при а>4 и при а=0 имеем два решения, при а=4 – три решения, при а (0;4) – четыре решения и, наконец, при а 4 и при а=0 имеем два решения, при а=4 – три решения, при а (0;4) – четыре решения и, наконец, при а

П Р И М Е Р 2 Найдите все значения параметра p, при каждом из которых уравнение (x-p) (p(x-p) -p-1)=-1 имеет больше положительных корней, чем отрицательных. Решение. Если p=0, то данное уравнение принимает вид x =1. Это уравнение имеет корни x =1 и x =-1. Следовательно, в этом случае число положительных и число отрицательных корней одинаково, и такое p условию задачи не удовлетворяет. Пусть p=0. Обозначим z=(x-p) >0, тогда исходное уравнение принимает вид pz –(p+z)z+1=0 (*). Корнями уравнения (*) являются z =1 z =1. 1)Если p 0 и x 0 и x

П Р И М Е Р 2 2) Если p>0, то и z >0 исходное уравнение имеет четыре корня: 2) Если p>0, то и z >0 исходное уравнение имеет четыре корня: x =p+1, x =p-1, x =p+ 1, x =p - 1 x =p+1, x =p-1, x =p+ 1, x =p - 1 Пусть 0 0, x 0, x 0, x 0, x 1, тогда x >0 при i=1,2,3,4. Таким образом, подходят все p>1 Ответ. p принадлежит Ответ. p принадлежит [1;+00) pp i

П Р И М Е Р 3 Решите уравнение log a + log (x – 1) = log ( x-1 ) + log x+1. Решение ОДЗ: x > 1, a > 0, a = 1. Решение ОДЗ: x > 1, a > 0, a = 1. log a + log (x – 1) = log ( x-1 ) + log x+1 log (a (x – 1))= log (( x – 1) x+1), a (x -1) = (x-1) (x-1)(x+1), a (x-1)(x+1) = (x-1) (x-1)(x+1) a (x-1)(x+1) = (x-1) (x-1)(x+1) Так как x=-1 и x=1, сократим обе части уравнения на (x-1) (x-1)(x+1) Так как x=-1 и x=1, сократим обе части уравнения на (x-1) (x-1)(x+1) a x+1= x - 1 a x+1= x - 1 Возведём обе части полученного уравнения в квадрат: a (x+1) = x-1 a x + a = x – 1 x(1 - a ) = a + 1 a (x+1) = x-1 a x + a = x – 1 x(1 - a ) = a + 1 Так как a = -1 и a = 1. то x = 1+a a 2 a 2 a 3 a a aa a 322 a 22 a a4

П Р И М Е Р 3 Для того чтобы значения x являлось решением уравнения, должно выполняться условие x>1, то есть 1 + а Выясним, при каких значениях параметр a это неравенство истинно: 1 + a 2a 1 + a 2a Так как a >0, то полученная дробь положительна, если 1 – a > 0, то есть при a 0, то полученная дробь положительна, если 1 – a > 0, то есть при a 1 решений нет, при a > 1 решений нет, при 0 < a < 1 x = 1 + a при 0 < a < 1 x = 1 + a 1 - a > a >0, 1 -a >

П Р И М Е Р 4 П Р И М Е Р 4 Найдите все значения параметра b, при которых система уравнений имеет два действительных решения. 4y = 4b + 3 – x +2x 4y = 4b + 3 – x +2x x + y =2x x + y =2x Решение. Преобразуем исходную систему следующим образом: 4y = 4b + 3 – x +2x 4y = 4b+4 –(x-1) 4y = 4b + 3 – x +2x 4y = 4b+4 –(x-1) y - 4y +4b +3=0 x + y =2x (x-1) = 1-y x + y =2x (x-1) = 1-y (x-1) = 1-y Рассмотрим второе уравнение последней системы. Так как (x-1) >0, то значение переменной y должно лежать на отрезке -1;1. Путём подстановки в систему проверяем, что при y=+1 исходная система не имеет двух действительных решений, и условие на переменную y выглядит следующим образом: y принадлежит ( -1;1). (*) Решения первого уравнения при b< 1 имеют вид y =2+ 1-4b А при b>1 не существуют. Имеем y >2, то есть условие (*) не выполняется. Таким образом, чтобы существовало решение системы, необходимо следующее: [ [ 41,2 4 2

П Р И М Е Р 4 -1 < b < 1 -1 < b < b 1 b принадлежит (-2;0) Ответ. b принадлежит (-2;0).

Заключение Готовя данную работу, я ставила цель более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу. И работая, я способствовала расширению своего математического кругозора, интеллекта, развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать, глубоко и прочно усвоив материал. Готовя данную работу, я ставила цель более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу. И работая, я способствовала расширению своего математического кругозора, интеллекта, развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать, глубоко и прочно усвоив материал.

Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» 36/2001; 4/2002; 22/2002; 23/2002; 33/ ОЛВЗМШ МГУ «Задачи с параметрами» 3. «Система дополнительных занятий по математике 11 класс» С.А. Агалоков