Выполнили – ученицы 7 «Л» класса Выполнили – ученицы 7 «Л» класса Поварницына Юлия, Поварницына Юлия, Насибуллина Эльмира. Насибуллина Эльмира. Руководитель – учитель русского языка Руководитель – учитель русского языка и литературы и литературы Гвоздикова Елена Ивановна. Гвоздикова Елена Ивановна. «Современный семиклассник: попытка речевого портрета. Лексический уровень.» Исследовательская работа по русскому языку. «Современный семиклассник: попытка речевого портрета. Лексический уровень.» Исследовательская работа по русскому языку.
Объект исследования Устная речь и материал анкетирования современных семиклассников школы 97 города Ижевска.
Особенности современного лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных семиклассников. Особенности современного лексикона и речевого поведения, проявляющиеся в процессе общения современных семиклассников. Предмет исследования
Описать и проанализировать речевой портрет учащихся седьмых классов современной городской школы с лексической точки зрения. Описать и проанализировать речевой портрет учащихся седьмых классов современной городской школы с лексической точки зрения. Цель работы
Задачи : 1. Изучить работы, посвящённые исследованию речевого портрета в современной лингвистике. 2. Проанализировать лексикон современного семиклассника и выявить его особенности. 3. Показать особенности речевого поведения современных семиклассников (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).
Методы исследования Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование. Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование.
Диктофонные и ручные записи, неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате исследования метода «устное интервью», записи спонтанной устной речи школьников, записанной во внеурочное время, а также метод истолкования слов. Диктофонные и ручные записи, неподготовленной устной речи школьников, полученные в результате исследования метода «устное интервью», записи спонтанной устной речи школьников, записанной во внеурочное время, а также метод истолкования слов. Материал для исследования
Особенности лексикона современных семиклассников Для лексики современных семиклассников свойственны единицы таких форм речи как просторечие, жаргон (школьный сленг), обыгрывание иностранных слов, употребление слов- паразитов и сознательное сниженной лексики. Для лексики современных семиклассников свойственны единицы таких форм речи как просторечие, жаргон (школьный сленг), обыгрывание иностранных слов, употребление слов- паразитов и сознательное сниженной лексики.
Жаргон 1. Жаргон школьников и сфера школы. 2. Жаргон школьников и сфера досуга. 4. Сфера оценки в жаргоне школьников. 3. Жаргон школьников и сфера быта.
Результаты анкетирования Результаты анкетирования Употребляете ли вы в своей речи Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова? жаргонные слова?
Результаты анкетирования Результаты анкетирования Девочки Мальчики
а) снятие напряжения; б) способ самовыражения и выделения из общей массы; в) способ сломать стереотип общения. Девочки Мальчики Девочки Мальчики С какой целью вы употребляете С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
а) снятие напряжения; а) снятие напряжения; б) способ самовыражения и выделения из общей массы; б) способ самовыражения и выделения из общей массы; в) способ сломать стереотип общения. в) способ сломать стереотип общения. Общие результаты
Просторечная лексика Просторечные слова употребляют практически все школьники, однако в ситуации официального и полуофициального общения они стараются контролировать свою речь. Чаще всего грубая и табуированная лексика используется школьниками в неофициальном общении, в дружеской компании, хотя в последнее время отмечается её употребление в официальной обстановке (на уроках). Просторечные слова употребляют практически все школьники, однако в ситуации официального и полуофициального общения они стараются контролировать свою речь. Чаще всего грубая и табуированная лексика используется школьниками в неофициальном общении, в дружеской компании, хотя в последнее время отмечается её употребление в официальной обстановке (на уроках).
Употребляете ли вы в своей речи Употребляете ли вы в своей речислова-паразиты? Девочки Мальчики Девочки Мальчики Слова-паразиты Слова-паразиты
Общие результаты
Употребление иностранных слов Считаете ли вы русский язык родным?
Выводы 1. В речи современных семиклассников прослеживается отчуждение от общепринятого языка, выделяющееся поведение и творческая самореализация. Молодёжная речь подобна его носителем: резкая, громкая, дерзкая. Она результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак «я свой».
Выводы 2. Немалую роль в современном лексиконе семиклассников занимают слова – паразиты. Семиклассники употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. Кроме этого, наиболее часто семиклассники начинают употреблять ненужные слова, когда волнуются или торопятся произнести свою речь. Употребление в речи таких слов говорит о «бедном словарном запасе говорящих», «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка», что приводит к «упрощению языка», «междометизации речи». «междометизации речи».
Выводы 3. Речь семиклассников легко вбирает в себя слова из разных языков. Иностранные слова в неизменном или трансформированном виде довольно часто органично вписываются в речь современных семиклассников, являются частью лексикона, яркой его особенностью, поскольку некоторые из них уже давно проникли в русский язык. С одной стороны появление новых слов расширяет словарный запас носителей русского языка, а с другой утрачивается его языка, а с другой утрачивается его самобытность и неповторимая красота. самобытность и неповторимая красота.