1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. План урока.
Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»? Задание на урок.
Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало до верять властям.Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г.ком- ммунизм так и не был построен и власти выдвину- ли новую концепцию- «дальнейшего совершенст- вования развитого социализма».Это означало на- чало серьезного кризиса официальной идеологии. 1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.
В н.60-х гг.часть интеллигенции,осознав идейный кризис коммунистической идеологии,начала гово- рить об обновлении марксизма-ленинизма.Вскоре в стране возникло диссидентское движение.Оно включало 3 направления:правозащитное,национа- льное и религиозное.Диссидентство было представ лено либерализмом(А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын).Сахаров выдвинул идею конвер- генции-объединения социализма и капитализма. 2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров
Солженицын выступал за возрождение национа- льного государства. В 1965 г.диссиденты выс- тупили в защиту А.Си- нявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за грани- цей.В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев),в 1975-гру- ппа во главе с Ю.Орло- вым.В 1975 г.капитан 3- ранга В.Саблин под- нял мятеж на корабле «Сторожевой.»За изме- ну Родине он был рас- стрелян. 2.Движение диссидентов. В.Новодворская в тюрьме.
В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули те- зис об обострении клас- совой борьбы.Диссиден- тов стали представлять как «агентов влияния» Запада,или как шпионов В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару- бежных авторов,отменя- лись концерты извест- ных исполнителей,запре щался прокат западных кинофильмов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.
Власти требовали от деятелей культуры «золотой се- редины»-отказа от «очернительства» и от «лакиро- вания действительности».Предписывалось созда- вать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководите- лем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С.Бондарчука,Ю.Озерова,Т.Лиозновой, А.Тарковского,Э.Рязанова,Л.Гайдая и др. 4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова.
В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товсто- ногов,А.Эфрос,М.Захаров,О.Ефремоф,Г.Волчек и др.Огромной популярности достигли актеры,Е.Ле- бедев,К.Лавров,С.Юрский,О.Басилашвили,В.Тихон ов,Р.Плятт,Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры эммигрировали за границу-В.Аксенов,А.Солженицин,И.Бродский, А.Тарковский,М.Растропович,Г.Вишневская и т.д. 4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.
Советский балет ставший лучшим в мире гордил- ся М.Плиссецкой,М.Ли епой, В.Васильевым, Н. Павловой,в то же вре- мя остались за грани- цей и получили там признание Р.Нуриев,М. Барышников, А.Году- нов.оперное искусство было представлено И. Архиповой,В.Атланото вым,З.Соткилавой,Е.об разцовой,Т.Синявской, Б.Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В.Вучетича,Л. Кребель Н.Томской и др. 4.Развитие художественной культуры. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.
Характерной чертой куль туры х гг.стал ра сцвет авторской песни. Он был связан с твор- чеством мэтров жанра- Б.Окуджавы,Ю.Визбор а,А.Городницкого,Ю.К има,А.Галича и более молодых авторов-В.Вы соцкого, В.Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон,Э.Пьеха, Л. Лещенко, М.Криста- линская,М.Магомаев, В.Леонтьев,С.Ротару,Э. Хиль. 4.Развитие художественной культуры. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.
Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество обра- зования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы.за 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза.Ежегодно они выпускали 1 млн.специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ре- сурсов. 5.Система образования. Лекция в МИЭТ.