Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» Направление: медицина Тема: «Определение основного вида памяти младших школьников. Приемы развития памяти» Матвеев Евгений, МБОУ гимназия 18, г. Нижний Тагил 3 класс Научный руководитель: Акимова А.А., учитель начальных классов первой категории г. Обнинск, 2011/2012 учебный год
Цели и задачи исследования: Цель: Определить основной вид памяти младших школьников и сформулировать приёмы развития памяти. Задачи исследования: 1). Определить значение памяти в жизни человека и проанализировать основные процессы памяти. 2). Рассмотреть классификации видов памяти: 3). Сформулировать особенности развития памяти младших школьников. 4). Определить основной вид памяти младших школьников – учеников 3 класса. 5) Сформулировать приёмы развития памяти и методы эффективного запоминания информации.
Александр Македонский Юлий Цезарь А.А. Алехин В.А. Моцарт РЕКОРДЫ ПАМЯТИ А.Ф. Иоффе
Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время. Процессы памяти: 1.Запечатление 2.Сохранение 3.Узнавание 4.Воспроизведение 5.Забывание
Виды памяти По объекту запоминания: По участию воли: По длительности сохранения информации: 1. Двигательная 2. Образная: - зрительная - слуховая - осязательная - обонятельная - вкусовая 3. Смысловая 4.Эмоциональная 1. Непроизвольная 2. Произвольная 1.Иконическая (мгновенная) 2.Кратковременная 3.Долговременная 4.Оперативная 5. Генетическая
1. Слуховая память. 2. Моторно-слуховая память. 3. Зрительно-моторно-слуховая память. 4. Кратковременная зрительной память (стимульный материал - карточки со словами). 5. Кратковременная зрительная память (стимульный материал - картинки с графическими изображениями). 6. Смысловая память. 7. Механическая память. Исследуемые виды памяти:
Определение уровня зрительно- слухо-моторной памяти Определение уровня слухо-моторной памяти
стимульный материал - карточки со словами Определение уровня зрительной памяти
стимульный материал – графические изображения
Критерии оценки результатов: Уровень развития памяти Количество правильно воспроизведённых слов низкий менее 4-5, 4-5 включительно ниже среднего 6 норма (средний) 7-8 хороший 9 высокий 10
Уровень развития памяти /виды памяти Слуховая память Моторно- слуховая память Зрительно -моторно- слуховая память Зрительная память (слова) Зрительная память (символы) Смысловая память Механи- ческая память низкий 3 уч. 6 уч.8 уч.2 уч.00 6 уч. ниже среднего 6 уч. 8 уч.7 уч.4 уч.00 7 уч. норма (средний) 12 уч. 8 уч.6 уч.11 уч.6 уч.5 уч. 12 уч. хороший 4 уч. 3 уч.4уч.7 уч. 11 уч. 12 уч. 0 высокий 0001 уч. 8 уч. 0 Уровни развития исследуемых видов памяти. 3 класс
,ФИО/ виды памяти Слуховая память Зрительно- моторно- слуховая память Моторно- слуховая память Зрительная память (слова) Зрительная память (графические символы) Смысловая память Механи- ческая память 1.ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО ФИО Итого: 146/250151/250128/250202/250219/250203/250119/250
У испытуемых школьников практически одинаково хорошо развита и зрительная и смысловая память. При исследовании зрительной памяти выяснилось, что школьники лучше воспринимают информацию, отображённую в символах (графических символах), нежели в буквенном выражении – словах. Выводы:
Спасибо за внимание!