Мораль. Религия. Урок обществознания в 10 классе. Базовый уровень. Малахова Зоя Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Никифоровская СОШ 2», Тамбовская область
Мораль Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей
Мораль МОРАЛЬ Предмет изучения этики Связана со всеми сферами общественной жизни Форма общественного сознания Явление культурно - историческое, классовое Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
Мораль Задачи морали Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности ; уметь правильно оценивать общественное мнение Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придание воспитанию правильной направленности ОцениватьРегулироватьВоспитывать
Мораль Категории ( общие понятия ) морали Добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и др.
Мораль Соотношение морали и этики Этика – это все моральные нормы ( ценности ), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы ( ценности ), реализуемые в жизни Этика Мораль
Мораль, нравственность, этика Соотношение морали и нравственности Мораль = нравственность моральнравственность Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий
Мораль Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними. Библейская заповедь (« золотой правило морали ») Мораль, или нравственность, – правила поведения людей и принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость
Десять заповедей человечности ( раздумья академика Д. С. Лихачева ) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным. Мораль
Мораль и право Общее у морали и права Регулируют общественные отношения ( поведение людей ) Ориентируются на справедливость Чтобы моральные нормы работали, они должны превратиться в привычку Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали
Религия В СФЕРЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЛИГИИ ПРИНАДЛЕЖИТ ОСОБОЕ МЕСТО. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ РАЗДЕЛЯЕТ ВСЕ СУЩЕЕ НА МИР ЗЕМНОЙ И НЕБЕСНЫЙ И ПРИЗНАЕТ БЕССМЕРТИЕ ДУШИ. РЕЛЕГИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ МИСТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И БОГОМ, ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА СО СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : « ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ВЕРИТ ?» РАНЬШЕ ЭТО ОБЬЯСНЯЛИ НЕВЕЖЕСТВОМ, СТРАХОМ. А СЕЙЧАС НА ЭТАПЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. ВОЗМОЖНО ВСЕ ДЕЛО В СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ РЕЛИГИИ.
Религия РЕЛИГИЯ – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 1. ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ КУЛЬТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНИЗУЕТ ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ. 2. ФОРМИРУЕТ МИРОВОЗРЕНИЕ, ЗАСТАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ЗАДУМАТЬСЯ НАД СМЫСЛОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ. 3. В СТРУКТУРЕ РЕЛИГИИ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ : РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ, РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИЮ
Религия ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ВЕРА В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ( СИЛЫ ПРИРОДЫ, ДУШИ ПРЕДКОВ И Т. Д.) УБЕЖДЕННОСТЬ В РЕАЛЬНОСТИ КОНТАКТОВ С ОБЪЕКТАМИ РЕЛИГИОЗНОГО ПОКЛОНЕНИЯ. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЛИ БОЖЕСТВА ОСНОВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ФОРМАМИ РЕЛИГИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕРКОВЬ И СЕКТЫ. ЦЕРКОВЬ – ИЕАРХИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВЕНСТВА И ВЕРУЮЩИХ НА ОСНОВЕ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА. СЕКТЫ - ЗАМКНУТЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ, ОТОШЕДШИЕ ОТ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ.
Религия РОЛЬ РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛЕГИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЯМИ РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КОМПЕНСАТОРНАЯ ( ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ) КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИОННАЯ КУЛЬТУРНАЯ.
Религия Мировые религии БуддизмХристианствоИслам Признаки мировых религий : огромное число последователей во всем мире эгалитарность (проповедует равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп) пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания) космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходят за пределы наций и государств
Религия ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ ПРОНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ СВОБОДА СОВЕСТИ – ПРАВО ЧЕЛОВЕКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ СВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОТКРЫТО ВЫРАЖАТЬ ЕГО В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ, НЕ ПРИЧИНЯЯ УЩЕРБА СВОБОДЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ. ЭТО ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДУХОВНУЮ АВТОНОМИЮ. В ОБЩЕСТВАХ С ПРЕОБЛАДАЮЩИМ РЕЛИГИОЗНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ СВОБОДА СОВЕСТИ МОГЛА ВЫРАЖАТЬСЯ ЛИШЬ В СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ
Религия ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ СОВЕСТИ ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ ГОСУДАРСТВА. ВСЕ РЕЛИГИИ ПРИЗНАЮТСЯ РАВНОПРАВНЫМИ. ГОСУДАРСТВО НЕЙТРАЛЬНО В ВОПРОСАХ ВЕРЫ. СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА. ЗАПРЕЩЕНА ЛЮБАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТЬ СВОБОДНО ОТПРАВЛЯТЬ СВОЙ КУЛЬТ.
Использованная литература Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ, АСТ - Астрель, М., 2008 Махокина А. В., Махоткина Н. В. Обществознание в схемах и таблицах, ЭКСМО, М., 2010