«Технология проблемного обучения – технология компетентностно- ориентированного образования». 8 декабря 2009 года Заместитель заведующего по ВМР Евдешина М.Ю.
КОНЦЕПЦИЯ компетентностно-ориентированного образования в Самарской области является одним из основополагающих подходов в работе детского сада на современном этапе. Она обозначает в качестве приоритета региональной системы общего образования формирование ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям.
КОНЦЕПЦИЯ компетентностно-ориентированного образования в Самарской области. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Решение этой задачи требует: - введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность ребенка, направленную на достижение определенной цели, и его самооценку. - изменения роли воспитателя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанника.
Результат компетентностного образования - это не только накопление количественных изменений, но и изменение жизненной позиции дошкольника, осуществление его перехода в новое качество.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний. Оно дает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. - не предполагает получение знаний в готовом виде, а способствует поддержанию познавательного интереса у дошкольников в течение всего занятия и как бы непроизвольно проводит их к «истине».
Проблемная ситуация – структурная единица проблемного обучения Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения воспитанников, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Умения детей разрешать проблемные ситуации включают: 1) умение видеть проблемы и ставить их самостоятельно; 2) умение создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной; 3) умение направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами; 4) умение оценить свое решение и решения собеседников.
Умения воспитателей по управлению процессом разрешения проблемных ситуаций: 1)умение предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; 2)умение мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; 3)умение выбрать проблемные ситуации в соответствии ходом мысли решающих проблему; 4)умение непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.
Творческая группа по проблемному обучению
Основные направления работы Изучение и обобщение теоретических знаний. Разработка механизмов применения технологии. Распространение опыта применения технологии в коллективе. Внедрение технологии в работу с дошкольниками Обобщение опыта работы по данной теме
Изучение и обобщение теоретических знаний
Механизмы применения технологии проблемного обучения в условиях ДС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников
Алгоритм решения проблемной ситуации
Распространение опыта применения технологии в коллективе - движение кольцевого журнала, - проведение круглого стола, - проведение обучающих семинаров- практикумов, - индивидуальное и групповое консультирование, - показ открытых занятий членами творческой группы
Внедрение технологии в работу с дошкольниками 1 Разработка конспектов занятий, разнообразных форм совместной деятельности с детьми на основе технологии проблемного обучения (дни желаний, коллективные творческие дела). 2 Взаимопосещения занятий с последующим обсуждением. 3 Разработка воспитателями программ самообразования, направленных на внедрение технологии проблемного обучения в различные виды детской деятельности.
Уголки открытий
Схемы «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе»
Дидактические пособия в уголках открытий Проблемное обучение – для нас не проблема
Обобщение опыта работы
Спасибо за внимание!