учителя начальных классов филиала МОУ Отъясской СОШ в д.Семикино Сосновского района Плутахиной Елены Александровны
«Ребёнок будет тянуться к урокам, если он найдёт в них условие для более интересного и стремительного движения своей жизни» Ш.А. Амонашвили
Проблема современной школы – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит? Как вызвать у детей интерес к учению и научить их учиться? Решение данной проблемы позволит обеспечить развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрить различные инновационные учебные программы, реализующие принцип гуманного подхода к детям.
«Игра и игровые моменты как организация мыслительной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время»
Актуальность данной темы в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети обрушивают на обучающихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится формирование самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Противоречия Между возрастающими требованиями к учебно – воспитательному процессу и снижением учебной мотивации у обучающихся. Между авторитарной методикой преподавания и индивидуальностью личности, стремлением ребёнка быть услышанным и понятым. Перспективы Совершенствование образовательного процесса путём использования инновационных технологий Создание психологически комфортной атмосферы на уроке и внеурочной деятельности, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению.
развитие мыслительной деятельности младших школьников на основе использования игровых технологий в образовательном процессе
активизировать мыслительную деятельность обучающихся; обеспечить вовлечение каждого ученика в процесс активного творчества; повысить качество знаний обучающихся по основным предметам; сохранить и укрепить здоровье обучающихся
Работая по данной теме самообразования, я опираюсь на опыт работы по проблеме игровой деятельности известных психологов и педагогов: Л.С.Выготского, Г.К.Селевко, Л.А.Венгера, С.Л.Рубинштейна, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского
Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Новизна опыта использования игровых технологий, как и проектного метода, модульной технологии и обучения «с погружением», имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Функции игры ИгротерапевтическаяДиагностическаяКоррекционнаяСоциолизация Межнациональная коммуникация РазвлекательнаяКоммуникативнаяСамореализация
Игры-соревнования Игра-поиск Сюжетно-ролевые игры Познавательные игры
На определённом этапе урока: знакомство с новым материалом; закрепление знаний, умений, навыков; повторение и систематизация изученного На нетрадиционных уроках: урок-сказка; урок- путешествие; урок-турнир; урок-КВН; интегрированные уроки При организации внеклассной работы: КВН; викторины; конкурсы; турниры; олимпиады; вечера
Математика Русский язык Литературное чтение Окружающий мир
Повышается познавательный интерес и активность обучающихся Активизируется умственная деятельность обучающихся Развивается внимание Тренируется память
Цель: выявление и анализ особенности отношения детей к использованию дидактических игр 50% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса; 75% детей, т.е. более половины класса отмечают желание видеть на уроке игры; 75% детей отмечают частое использование учителем игр на уроках; 87% детей отмечают желание участвовать в дидактических играх и игровых ситуациях; 75% детей отмечают значение включения игры в урок и внеклассные мероприятия как – очень большое. Вывод: младшие школьники положительно относятся к использованию игры на уроках и во внеурочное время. Основная масса детей считает, что игра приносит большую пользу в учебно-воспитательном процессе и с удовольствием в ней участвуют.
При организации внеклассной работы для обучающихся младших классов я стремлюсь к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало элементы игры или соревнования. Это оживляет деятельность обучающихся повышает интерес к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. Ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка, подготавливает ребёнка к мышлению в плане представлений, влияет на развитие личности ребёнка. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Выставка творческих работ кружка «Художественный»
Игровые технологии как способ укрепления здоровья
Мониторинг уровня воспитанности обучающихся
Пополнять банк игр по различным предметам и внеклассным мероприятиям Изучать инновационные подходы к организации и проведению игр Продолжить наблюдение за личностным развитием ученика в процессе игровой деятельности Обмениваться опытом работы с коллегами Размещать материалы своей деятельности по данному направлению на сайтах в сети Интернет
Считаю свою деятельность по использованию игровой технологии эффективной Игры помогают воспитывать чувство коллективизма; сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей; оценивать свои и чужие знания; сдерживать эмоции и делать выводы. Игры учат не только добывать знания, но и применять их в новых ситуациях; помогают развивать умение общаться, высказывать своё мнение и слушать других. При использовании игровых технологий в учебном процессе у детей повышается мотивация обучения. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе. Игры помогают повторять и закреплять, обобщать и систематизировать знания, полученные в процессе обучения, дают заряд хорошего настроения, сохраняют и укрепляют здоровье обучающихся и делают учебный процесс интересным и увлекательным.
Участие обучающихся в различных творческих конкурсах и олимпиадах
Волина В. В. Праздник числа / Москва, 1993 Волина В. В. Занимательная математика для детей /Санкт – Петербург, 1996 Волина В. В. Занимательное азбуковедение /Москва, 1994 Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить / Харьков, 1998 Хилалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников // Начальная школа, 7, 2008 Имукова Г.В. Учимся играя // Начальная школа, 3, 2007 Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах / Москва, 1985 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., Коломенских Я. Л. Детская психология / Минск, 1988