ПРОЕКТ учителя начальных классов МОУСОШ 96 г.Краснодара Комаровой А.В.
Задачи исследования: 1. Провести анализ программ по русскому языку для начальной школы с точки зрения выявления возможностей развития орфографического навыка. 2. Выявить уровень сформированности у младших школьников орфографического навыка и умений, влияющих на успешное усвоение орфографических правил. 3. Проанализировать проверочные работы учащихся и, опираясь на результаты, сделать соответствующие выводы. 4. Провести анкетирование учителей начальной школы по выявлению возможности использования в практике обучения школьников алгоритмов при изучении орфографических правил.
Диаграмма 1. «Качество знаний» Диаграмма 2. «Полученные оценки»
Анкета для учителей. 1. Какие методы Вы используете при работе над орфографическим правилом? а) метод запоминания, заучивания; б) дедукция; в) индукция; г)_____________________________. 2. Считаете ли Вы уместным использование алгоритмов при работе над орфографическим правилом? а) да; б) нет; в) иногда. 3. Как часто Вы используете алгоритмы в работе над орфографическим правилом? а) всегда; в) иногда; б) часто; г) никогда. 4. Каковы причины, по которым алгоритмы не используются при работе с орфографическим правилом? а) не знание методики; б) нецелесообразность применения метода; в) нехватка времени; г) недостаточный уровень подготовки учащихся; д) метод используется. 5. В чем Вы видите преимущества использования алгоритмов правила и алгоритмов действия при изучении и отработке орфографического правила? а) способствуют развитию мышления учащихся; б) четкость, ясность, понимание основных частей правила; в) осознанное применение правила на практике; г) освобождение от механической зубрежки; д) что-то еще______________________________________________
Гипотеза систематическое использование алгоритмов при изучении орфографического правила в начальной школе будет способствовать формированию прочных навыков грамотного письма.
В решении орфографической задачи выделяется: 1) нахождение орфограммы и определение её типа; 2) определение порядка решения задачи в общем виде, его модель; 3) сама проверка данного случая; 4) запись проверочного слова, словосочетания.
Ступени свертывания алгоритма: 1 ступень – полное рассуждение; 2 ступень – частичное рассуждение; 3 ступень – максимальное сжатие алгоритма.
1 шаг. Есть приставка ?. ДА нет 2 шаг. Заканчивается на согласную ? Ъ не пишется ДА нет Ъ не пишется 3 шаг. Есть ли после приставки буквы е, ё, ю, я? ( написания РТвЗн ) данет Ъ пишется Ъ не пишется
ПОД…ЁМ (частичное сжатие) ПОД- приставка, заканчивается на согласную, перед гласной «Ё». Пишу с Ъ: подъём. (максимальное сжатие) Приставка «под», «д», дальше «ё», значит, Ъ. Пишем: подъём.
Контрольные срезы Диктант
Результаты тестовой работы «отл.» Свыше 42 баллов «хор.» От 32 до 42 баллов «удовл.» От 18 до 32 баллов Экспериментальный класс 7 чел.35%10 чел.50%3 чел.15% Контрольный класс 5 чел.25%8 чел.40%7 чел.35%
Итоги тестовой работы
Работа с алгоритмами : способствовала развитию логичности высказываний; сознательному усвоению правил правописания; помогла научиться пользоваться орфографическим правилом в процессе выполнения практических заданий; освобождает от механического заучивания правила; освобождает от страха забыть что-то, чего-то не вспомнить в нужный момент.
Спасибо за внимание !