Современный вид православного храма есть сочетание долгого развития и устойчивой традиции. Основные части храма сложились уже в ветхозаветный период. По преданию, строение храма было продиктовано Богом Моисею на горе Синай.
Прообразом христианских храмов стала иудейская скиния – переносной храм-палатка во время скитания иудеев по пустыне.
Основному назначению скинии – хранению Ковчега Завета со скрижалями Закона Моисея и свершению жертвоприношений – хорошо соответствовала ее трехчастная структура.
В связи c традицией православный храм четко делится на три части. Алтарь символизирует царство небесное; сюда входят лишь священнослужители. Храмом называется центральная часть, которая в православии открыта всем верующим. Притвор храма предназначен для оглашенных (готовящихся принять православие) или провинившихся.
ПритворХрам Алтарь 1.Амвон; 2.Солея; 3.Ступени солеи; 4.Царские врата; 5.Дьяконские врата; 6.Клиросы; 7.Престол; 8.Жертвенник; 9.Запрестольный крест; 10.Горнее место. Наиболее значимы следующие части алтаря.
Солея (часть алтаря перед иконостасом) с амвоном (выступом) посредине. С амвона священник произносит самые значительные слова во время службы.
Иконостас – высокая алтарная преграда – появился лишь на Руси. В центре иконостаса располагаются Царские врата, через которые входить в алтарь может лишь священник.
Иконы в иконостасе выстроены в ряды - чины. Пророки Праздники Деисусный чин Пядничные иконы Чин Царских врат
Самым значительным является деисусный чин (от греческого деисис – моление). БогоматерьСпас в силах Иоанн Предтеча Архангел Михаил Архангел Гавриил
Справа и слева от Царских врат в иконостасе располагаются Дьяконские врата, через которые за алтарную преграду заходят дьяконы – низший чин священнослужителей.
Сразу за Царскими вратами виден престол – особо освященный стол, на котором во время службы символически присутствует сам Христос. На престоле располагаются самые священные предметы храма.
Главным священным предметом в храме является антиминс (греч. «вместопрестолие») – освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой в него частичкой мощей какого-либо святого. Первые христиане молились на могилах святых, полагая, что от мощей исходит благодать. В современном православном храме основным источником благодати является антиминс с частичками мощей.
У северной стены алтаря располагается жертвенник – стол, на котором приготовлено все для свершения основного таинства христианской церкви – причастия.
Особенно красиво оформляется потир – чаша, символически представляющая чашу Тайной Вечери.
Поскольку все помещения храма являются символами, то и росписи на их стенах располагаются определенным образом. Кубический объем храма со сферическим куполом воспринимается как соединение земли и неба.
Поэтому на небе-куполе внутри храма традиционно помещается изображение Христа Пантократора, либо его лик.
Ниже изображения Христа на куполе располагаются образы сил небесных, с помощью которых Господь общается с людьми.
Паруса храма – это переход от небесной жизни к земной. Поэтому на них изображаются евангелисты.
Восточная стена храма посвящена церкви земной. Здесь часто изображение Богоматери, либо сцены причащения апостолов.
Евангельская история разворачивается на стенах храма, начиная с юго-восточной стены. Понтий Пилат умывает руки
На западной стене храма традиционно помещается сцена страшного суда.