Урок русского языка в 11 классе
Задачи урока: Задачи урока: 1 ) обучающая - повторение и систематизация материала о вводных конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ; 2) развивающая - развитие навыков пунктуационного анализа предложений с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания; 3) воспитывающая – формирование языковой компетенции, собственной нравственной позиции.
Проверка домашнего задания 2) Мрачная сталинская эпоха, о которой написаны сотни различных произведений, в творчестве В. Шаламова выглядит особенно страшной. 5) Олимпиада, которая начнется в 2014 году в Сочи, снова будет праздником силы, красоты, мужества. 6)Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
1. Устная орфоэпическая разминка (А1) Поставьте ударение в словах Диспансер Договор Донельзя Доску Исчерпать е Диспансер о Договор е Донельзя о Доску е Исчерпать
1. Орфоэпический словарь 5 сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге срЕдства, им.п.мн.ч. срЕдства, им.п.мн.ч. стАтуя стАтуя столЯр, столЯр, созЫв, созЫв, тамОжня тамОжня тОрты, тОртов тОрты, тОртов
2. Орфографическая разминка 6 1) они просмотр..т, (не)дремл..щий щенок 2) бор..щиеся отряды, нас (не)догон..т 3) долго (не)та..щий снег, стел..щийся туман 4) они кол..т дрова, стро..щийся дом 3 А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
А15. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква? 1) они кле..т, (не)мысл...мый поступок 2) (не)дума..щий ни о чём, они мес..т тесто 3) (не)навид..щий ложь, родители (не) колебл..тся 4) пряч..щий ключ, (не)завис..щий от обстоятельств 1
8 Русский ученый - лингвист Пешковский А.М. считал,что вводные конструкции - это
В в о д н ы е с л о в а В в о д н ы е с л о в а это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. Какие слова (конструкции) называются вводными?
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Простое осложнённое предложение Речь. Языковые средства выразительности Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ Умениепроизводитьпунктуацион- ный анализ простогопредложения Умениепроизводитьпунктуацион- простогопредложения Умение находить и использовать в речи языковыесредстваУмение находить и использовать в речи языковыесредства
11 Трудности выполнения задания А21 ТрудностиПути их преодоления Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения Запомните слова, которые НИКОГДА не употребляются в роли вводных слов Запомните слова, которые НИКОГДА не употребляются в роли вводных слов Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения Определите синтаксическую роль слов (конструкций) Определите синтаксическую роль слов (конструкций) Определение синтаксической роли слов: ОДНАКО, НАКОНЕЦ, ВООБЩЕ, ЗНАЧИТ, ТОЧНЕЕ, СОБСТВЕННО, ВЕРНЕЕ и др. Определи лексическое значение слова путём подбора синонима Определи лексическое значение слова путём подбора синонима
Обратите внимание! якобы, якобы, словно, словно, даже, даже, едва ли, едва ли, вдруг, вдруг, буквально, буквально, будто, будто, ведь, ведь, вряд ли, вряд ли, все-таки, все-таки, как раз, как раз, к тому же, к тому же, по решению, по решению, по представлению, по представлению, поэтому, поэтому, вдобавок, вдобавок, в конечном счете, в конечном счете, небось, небось, как будто как будто Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:
Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложении Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому к каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения. что делает? что делает? Она кажется утомленной. Она кажется утомленной. Вводные слова (конструкции) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложения, поэтому к ним НЕЛЬЗЯ поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения. Вводные слова (конструкции) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложения, поэтому к ним НЕЛЬЗЯ поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения. Я, кажется, вас поняла. Я, кажется, вас поняла. 13
Слово Слово «ОДНАКО» В середине или в концепредложения является вводным и выделяется запятыми В середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми В начале или второй части ССП В начале предложения или второй части ССП однако = но не является вводным однако = но и не является вводным Долго, однако, нам пришлось тебя ждать. Ты опоздал, однако. Однако (=но) письмо он так и не получил.
Слово «НАКОНЕЦ» связь мыслей НАКОНЕЦ = «и ещё» указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление НАКОНЕЦ = «и ещё» НАКОНЕЦ = «под конец», «напоследок», «в результате всего». -то : НАКОНЕЦ = «под конец», «напоследок», «в результате всего». Можно прибавить частицу -то : А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания. А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания. Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничалкак? и наконец (-ТО) дождался. и наконец (-ТО) дождался. _. _. _. _
Слово «ВООБЩЕ» Вообще, мне хотелось бы услышать эту историю из твоих уст. Ты меня вообще не жди вообще = «вообще говоря» вообще = «вообще говоря» вообще =«в общем», «всегда», «совсем», «в целом», «ни при каких условиях», «во всех отношениях» как? _. _. _. _._._
Слово «ЗНАЧИТ» Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли следует ждать хороших результатов. Ты, значит, к поезду не успел? Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое. Отвечать грубо значит показывать свою невоспитанность. Отвечать грубо значит показывать свою невоспитанность. значит = «стало быть», «следовательно» значит = «означает» значит = «означает» или стоит между подлежащим и сказуемым или стоит между подлежащим и сказуемым
Слова«собственно», «точнее», «скорее», «вернее» после них можно поставить слово «говоря» Слова «собственно», «точнее», «скорее», «вернее» являются вводными, если после них можно поставить слово «говоря» Что, собственно, тебе от меня нужно? Это, точнее, было в конце прошлого столетия. как? Прошу тебя выражаться точнее. когда? Скорее возвращайся домой! _. _. _.
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. 1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3, 4 2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 1) 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В VIII веке н.э. Римская империя (1) как известно (2) прекратила свое существование. Однако (3) это был лишь этап в истории Рима. Недаром (4) Рим называли не только Великим, но и Вечным. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2 4
А21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены. Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 5, 6 4) 3, 4, 5, 6 3
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания. 1) 1, 2, 4,5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3 2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила. 1) 1, 2 2) 4, 5 3) 3 4) 1, 2, 3, 4, 5 2
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской. 1) 1,2 2) 1,2,5,6 3) 1,2,3,4 4) 1,5 1
Прочитайте текст. Определите проблему, поднятую автором. (1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не припридет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека. (Д. С. Лихачев) (Д. С. Лихачев)
Напишите фрагмент сочинения, используя вводные слова Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста. Сформулируйте позицию автора. Выскажите своё мнение по проблеме, поднятой Д.С. Лихачёвым. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Считаю, на мой взгляд, думаю, по-моему, несомненно, как мне кажется и т.д. По мнению автора, бесспорно, надо полагать, кроме того, с одной стороны, с другой стороны и т.д. Несомненно, конечно, например, допустим, вообще говоря, словом и т.д. 29 Дмитрий Сергеевич Лихачёв ( ) – знаменитый русский филолог, публицист, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, посвящённых нравственным, политическим проблемам современности. Дмитрий Сергеевич Лихачёв ( ) – знаменитый русский филолог, публицист, автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, посвящённых нравственным, политическим проблемам современности.
Домашнее задание Повторить: стр (сборник Н.А. Сениной), Повторить: стр (сборник Н.А. Сениной), Решить тестовые задания (для всех) Решить тестовые задания (для всех) Составить 7-8 тестовых заданий по типу А21 (индивидуально) Составить 7-8 тестовых заданий по типу А21 (индивидуально) 30
Использованные ресурсы Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ЕГЭ Персональный сайт учителя русского языка Перовой И.Н. Персональный сайт учителя русского языка Перовой И.Н. a_k_uroku/ a_k_uroku/