Использование технологии развития критического мышления
2 О чем это мы?... Критическое мышление это: - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; - принимать независимые продуманные решения. - …
3 Сравнение признаков обыденного и критического мышления Умелое мышлениеОбычное мышление Оценивающее суждениеГадательное предположение Взвешенное суждениеПредпочтение КлассификацияГруппирование ДопущениеВерование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принциповОбъединение понятий по ассоциации Построение гипотезыПредположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументамиПредложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии
4 Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг
5 Сократовский диалог Сократовский диалог – это умение задавать вопросы, доходить до сути явления. Сократовский диалог – это способ становиться разумно мыслящим существом.
6 Как организовать осмысленное чтение Правило «3 П» Т К М Познакомиться Понять Применять
7 Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1) I – interactive самоактивизирующая N – noting (диалоговая) « » – уже знал S – system системная разметка «+» – новое E – effective для эффективного «–» – думал иначе R - reading & чтения и «?» – есть вопросы T – thinking размышления
8 Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (2) ЗначкиКлючевые слова + – ?
9 Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.
10 Ключево е слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» (2)
11 Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержани е Пример
12 (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа: 1. Выделение ключевого слова или словосочетания. 2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Графические организаторы: «Денотатный граф» (1)
13 3.Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). 4.Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". 5.Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Графические организаторы: «Денотатный граф» (2)
14 Педагогическая информационная технология формируетвключаетразвиваетявляетсяспособствует информационно- образовательную среду информационно- образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации ау ди о Т О ви зу ал ьн ые Т О ау ди ов из Т О Пример
15 Таблицы: «Знаю – Узнал - Хочу узнать – (ЗУХ)» З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться (Главные слова) Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Откуда узнал(ю)?
16 Красивое многоточие… Пишем синквей (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейя: 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
17 Синквейн о подготовке и проведении педсовета Педсовет Испытывающий, вдохновляющий Организует, направляет, развивает Расширяет горизонты профессиональной деятельности Полет мысли!
Итак:
19 Первая стадия – вызоввызов Вторая стадия – осмысление (реализация смысла)реализация смысла Третья стадия – рефлексиярефлексия О собенность ТРКМ – каждый цикл завершается переходом на следующий ВЫЗОВ!
20 Интересная информация – сайт Санкт- Петербургского представительства российской ассоциации RWCT – сайт России – ассоциированного участника международного консорциума RWCT (требуется предварительная регистрация)
21 Полезные источники 1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.
Творческих Вам успехов, коллеги!