Культура России в первой четверти XVIII века
Культура – это ? Культура (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. под культурой понимают области человеческой деятельности связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера,навыков, умений изнаний). под культурой понимают области человеческой деятельности связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера,навыков, умений изнаний).
Цели и задачи урока Выяснить: Причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века Причины подъема культуры России в первой четверти XVIII века Основные направления развития русской культуры Основные направления развития русской культуры Познакомиться с главными изменениями культурной жизни России Познакомиться с главными изменениями культурной жизни России
План урока: 1. Исторические условия развития русской культуры в первой четверти XVIII века. 2. Образование, просвещение. 3. Книгопечатание. 4. Развитие науки и техники.
Что нового появилось в культурном развитии России ? Почему возникла необходимость в преобразованиях? Почему возникла необходимость в преобразованиях? Назовите новые явления в экономическом развитии России? Назовите новые явления в экономическом развитии России? Перечислите преобразования в армии и флоте. Перечислите преобразования в армии и флоте. Как изменилось государственное управление? Как изменилось государственное управление?
Характерные черты русской культуры данного периода 1. Преодоление национальной замкнутости; 2. Обмирщение российской культуры; 3. Усиление личностного начала в искусстве
Образование в России в 17 веке В.О. Ключевский «..Когда требовалось построить в России завод – звали «немца», когда хотели учить наукам – приглашали грека или киевлянина» Школы при монастырях Школы при монастырях Домашнее образование Домашнее образование Приглашение образованных людей из-за границы Приглашение образованных людей из-за границы Возникают первые гражданские школы Возникают первые гражданские школы
Меры в области просвещения личный пример Петра (он освоил несколько специальностей, хорошо владел европейскими языками) личный пример Петра (он освоил несколько специальностей, хорошо владел европейскими языками) Дворянам запрещено жениться, если они были безграмотны Дворянам запрещено жениться, если они были безграмотны Детей дворян отправляли за границу учиться Детей дворян отправляли за границу учиться Привлечение иностранных специалистов Привлечение иностранных специалистов
Я.В. Брюс Я.В. Брюс
Учебники «Букварь» «Арифметика» Ф.П. Поликарпова Л.Д. Магницкого
«О российском матросе Василии» «О российском матросе Василии» «История об Александре, российском дворянине» «История об Александре, российском дворянине» «Слово похвальное о баталии Полтавской» (Ф. Прокопович) «Слово похвальное о баталии Полтавской» (Ф. Прокопович) «Книга о скудости и богатстве» (И. Посошков) «Книга о скудости и богатстве» (И. Посошков) 1719 г. в Петербурге началось собирание книг для первой в России библиотеки
1703 г. – первая печатная газета «Ведомости» 1703 г. – первая печатная газета «Ведомости»
1714 г. Кунсткамера
Развитие науки и техники Развитие научных знаний связано: С практическими потребностями С практическими потребностями С освоением, поиском, использованием полезных ископаемых С освоением, поиском, использованием полезных ископаемых Со строительством новых городов Со строительством новых городов С ростом мануфактурного производства С ростом мануфактурного производства С ростом внутренней и внешней торговли С ростом внутренней и внешней торговли
Достижения науки первой четверти XVIII века Год Достижение. Значение 1700 Организована государственная горно-разведочная служба (поиск полезных ископаемых)
Значение Формируется система профессионального образования Формируется система профессионального образования Создана сеть общеобразовательных и специальных училищ Создана сеть общеобразовательных и специальных училищ Изменилось содержание образования Изменилось содержание образования Появились специалисты Появились специалисты
Домашнее задание: П. 18; П. 18; записи в тетради записи в тетради Дополнительный материал (по желанию) Дополнительный материал (по желанию)