Классицизм в литературе Урок литературы (обзор) в 9 классе Фищева Н.С. учитель русского языка и литературы МОУ ОСШ 3 г.Нягань ХМАО-Югры
История классицизма в литературе Прославился в жанре послания, оды и эпиграммы. Наиболее известна поэма-трактат в четырех песнях «Поэтическое искусство» («Lart poétique») 1674 В поэме сформулированы основные требования к поэтическому произведению: сдержанность чувств высокий слог простота ясность разумность Статуя Никола Буало работы Ш. Э. Сёрра. Около Париж, Лувр, двор Наполеона
Исторические условия возникновения Централизованная власть – абсолютная монархия вторая половина XVII первое тридцатилетие XVIII в. (в России ко второй половине XVIII в. ) обострение противоречий между частной личностью и государством на смену феодальной вседозволенности приходит закон Централизованная власть – абсолютная монархия вторая половина XVII первое тридцатилетие XVIII в. (в России ко второй половине XVIII в. ) обострение противоречий между частной личностью и государством на смену феодальной вседозволенности приходит закон
Картина мира с точки зрения классицизма Бог Государство Человек «естественный», одержимый страстями - человек «общественный», разумный
Основной конфликт Чувство, страсть Долг, разум
Характер в классицизме определяется преобладающей страстью СкупостьРевностьЛживостьЛицемериеЛюбовьПатриотизмДолг
Классификация страстей Связанные с эгоистическими желаниями, противоречащие общему благу скупостьлицемериелюбовь Находящиеся под контролем разума, не противоречащие общему благу мужество чувство долга честь
Высшая ценность Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения.
Стили и жанры в литературе классицизма высокий одатрагедияэпопея низкий сатиракомедиябасня
Низкие жанры В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. Герой низких жанров среднесословный человек В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. Герой низких жанров среднесословный человек
Высокие жанры В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия. Герой историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж как правило, властитель. В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия. Герой историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж как правило, властитель.
Наличие канона. Канон для трагедии Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой) 5-актное построение Единство времени, места и действия Высокий стиль Исторический или мифологический сюжет Ситуация выбора между разумной и неразумной страстью Стихотворная форма (6-стопный ямб с парной рифмовкой) 5-актное построение Единство времени, места и действия Высокий стиль Исторический или мифологический сюжет Ситуация выбора между разумной и неразумной страстью
Реформы в русском классицизме Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем». Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (в 1735 г.) Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Третий этап - в 1748 г., Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем».
Русская комедия – комедия характера Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку (121). А.П.Сумароков Представь бездушного подьячего в приказе, Судью, что не поймет, что писано в указе, Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос, Что целый мыслит век о красоте волос Представь латынщика на диспуте его, Который не соврет без «ерго» ничего. Представь мне гордого, раздута, как лягушку, Скупого, что готов в удавку за полушку (121). А.П.Сумароков
«Письмо о пользе книг церковных в российском языке»(1758) - теория «трех штилей» М.В.Ломоносова: Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы. Высокий стиль - это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, допускается и использование «простонародных низких слов» - это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы.
Классицизм в русской литературе КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич ( ), князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель- рационалист, жанр стихотворной сатиры.[БСЭ] Автопортрет
Классицизм в русской литературе ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович ( ), русский поэт, филолог, академик Петербургской АН ( ). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо- тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).[БСЭ]
Классицизм в русской литературе СУМАРОКОВ Александр Петрович ( ), русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) ставил проблемы гражданского долга. Комедии, басни, лирические песни. [БСЭ] А.П.Лосенко
Классицизм в русской литературе ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или ), русский писатель, просветитель. В комедии "Бригадир" (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (постановка 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед России в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.[БСЭ] Неизвестный художник 18 века
Классицизм в русской литературе РАДИЩЕВ Александр Николаевич ( ), русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. Гравюра С.Паннемакера
Классицизм в русской литературе ДЕРЖАВИН Гаврила Романович ( ), русский поэт. Представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей сильной государственности, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, религиозно-философские размышления ("Фелица", 1782; "Вельможа", ; "Бог", 1784; "Водопад", ); лирические стихи. [БСЭ] Н.Аргунов 1800
Источники информации О.Б. Лебедева История русской литературы XVIII века //Классицизм как художественный метод. httpangelique.virtbox.rulit.htm catalog.ru/picture.php?id_picture= О.Б. Лебедева История русской литературы XVIII века //Классицизм как художественный метод. httpangelique.virtbox.rulit.htm catalog.ru/picture.php?id_picture=8365