МОУ «Озимовская средняя общеобразовательная школа» Поэтапные действия по формированию исследовательской деятельности младших школьников. Куянова Т.И. учитель начальных классов
Цель: приобщение младших школьников к началам исследовательской деятельности через уроки и внеклассную работу. приобщение младших школьников к началам исследовательской деятельности через уроки и внеклассную работу.
Последовательность работы над проектом. 1. Подготовка. Содержание работы на данном этапе. Деятельность учащихся. Деятельность учителя. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Мотивирует учащихся и помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2. Планирование работы. -Определение источника информации. -Определение способа сбора информации и анализа информации. -Определение способа представления результатов. -Распределение обязанностей между членами команды. Формулируют задачи. Вырабатывают план действий. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.
Методы исследования. Подумать самостоятельно. Подумать самостоятельно. Прочитать книги о том, что вы исследуете. Прочитать книги о том, что вы исследуете. Познакомиться с кино и телефильмами. Познакомиться с кино и телефильмами. Найти информацию в Интернете. Найти информацию в Интернете. Спросить у других людей. Спросить у других людей. Понаблюдать. Понаблюдать. Провести эксперимент. Провести эксперимент.
3. Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Отбор нужной информации. Основные инструменты: интервью, опрос, наблюдение, опыты и т.п. Выполнение исследования, решение промежуточных задач. Наблюдает, советует, руководит деятельностью учащихся.
4.Формулирование результатов или выводов. Анализ информации. Формулирование выводов. Выполнение исследований и работа над проектом, оформление проектов. Консультирует учащихся.
Виды работ. - Книжка-малышка. - Слайд презентация. - Альбом. - Видеофильм. - Коллекция. - Гербарий. - Газета. - Рисунки. - Фотографии.
5. Защита проекта. Подготовка выступления (представление полученных результатов). Формы: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материала, устный отчет со слайд презентацией и т.п. Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке результатов деятельности. Слушает, задает вопросы, при необходимости направляет процесс анализа.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач и их причин). Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки деятельности. Оценивает усилия учащихся, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.