Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова» «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме.
Advertisements

Автор: учитель русского языка МБОУ "Кировская гимназия" Солопова Г.В. МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова» «ЖИВЫЕ»
Раздаточный материал к уроку «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме «Мертвые души»). МБОУ «Кировская гимназия.
Лирические отступления в поэме Гоголя «Мёртвые души». Подготовили: Тёщин Буздалина Завалипенский Котова Федотов.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Автор презентации: Иванова Е.И. МОУ Мирновская СОШ.
Выполнила ученица 9Акласса Ким Анастасия. Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное.
МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа Учитель Лебедева Евгения Игоревна.
Н.В.Гоголь «Мертвые души» Особенности сюжета, система образов поэмы. Образы помещиков. Презентацию разработала Петрищева О.В. ГОУ СОШ 511 г. СПб.
«Я сделаюсь человеком известным… » «Меня ожидает просторный круг действий» «Я сделаю даже что-то для общего добра»
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Аннотация Григорьева Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ Сулхаринская средняя школа Кижингинского района. Григорьева Надежда.
«Живая» душа Чичиков или «мёртвая»? (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Сопоставление Плюшкина с другими помещиками в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
История создания «Мёртвые души». Для данного шаблона использовались источники: К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души".
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. "Мертвые души". Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
1835 – 1842 гг. « Ревизор »( 1835 г., декабрь - первая редакция, постановка – апрель 1836 г.) « Мертвые души »- первый том ; ( май 1842 г.) « Сочинения.
Чичиков: подлец, приобретатель или…? (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души») Урок-исследование.
Поэма « Мертвые души » Работу сдали : Винник А. Трусков Д.
Транксрипт:

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над «Мертвыми душами».

Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г. «Мёртвые души» Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в

В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра II. Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ». Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 1839 г. Встреча с В.А.Жуковским в Риме

При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов.

Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит через всё творчество Гоголя А. А. Иванов «Явление Христа народу» Очень важно для Гоголя было и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.А. Иванова "Явление Христа народу".

«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.) Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики. Каждая глава как кольцо в цепи. «Если кольцо будет вырвано, то цепь разрывается…» Однако в противовес авторскому тяготению к логике в поэме обращает на себя внимание алогизм. Словарь: Алогизм – 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический приём.

Словарь Жанр и композиция: 1.Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. 2. Композиция – построение сюжета в динамической последовательности: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Виды композиции: прямая, обратная.

«Мёртвые души» Особенности композиции 1 глава Экспозиция («вступление») в поэму 2 – 6 главы Изображение жизни российских помещиков главы Изображение мира чиновников губернского города 11 глава Повествование о жизненной судьбе Чичикова

Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией произведения. Виды сюжета: хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности; концентрический – подразумевается наличие причинно- следственных связей, т. е. одно событие влечёт за собой другое; вставной сюжет – сюжет в сюжете. Внесюжетные элементы: вводные эпизоды – сюжеты, не связанные с основным действием; лирические отступления – форма раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемых событий; художественные предварения – изображение сцен, предваряющих основное действие; художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают действие.

Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси: от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка). Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»

Основные темы «Мёртвых душ» Тема России Тема дороги «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?...Русь! Куда ж несется ты? Дай ответ. Не дает ответа».

Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе. Тема России в «Мёртвых душах»

Дорога образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; но моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!» Тема дороги в «Мёртвых душах»

В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы... Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами, но чего не зрят равнодушные очи... Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество». Гоголь о роли писателя в России

Символичность образа дороги Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться...» Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора – России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

О чём ещё размышлял Гоголь? о молодости и старости, о призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, о сохранении живой души, о свежести и полноте чувств, о скоротечности жизни, об изменении идеалов.

Наставление Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..» Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе герои. Они потеряли человеческое и не смогли его найти потом.

Памятник Гоголю в Риме работы Церетели. На белом постаменте надпись: "...О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде". «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» В. Набоков