Как же начали считать? Сколько звезд на небе? А травинок в поле? Сколько крошек в хлебе? Сколько капель в море? На вопросы эти Не найти ответ, Но сейчас вам, дети, Дам один совет. Если попытаться С цифрами дружить, Можно не бояться, Жить и не тужить. В.Савичев
Цель: изучить историю возникновения цифр и их значение в жизни человека. ЗАДАЧИ: Рассмотреть историю Рассмотреть историю возникновения чисел и цифр, их значение в жизни человека. Исследовать этимологию слова «цифра». Исследовать этимологию слова «цифра». Познакомиться с разными видами цифр. Познакомиться с разными видами цифр. Познакомиться с основами нумерологии. Познакомиться с основами нумерологии. Обобщить результаты, сделать выводы. Обобщить результаты, сделать выводы.
ЭТАПЫ проектной деятельности: Поиск материала, Поиск материала, изучение литературы о возникновении счета и цифр. о возникновении счета и цифр. Поиск материала о науке нумерологии. Поиск материала о науке нумерологии. Обобщение наблюдений, выводы. Обобщение наблюдений, выводы. Составление презентации. Составление презентации. Выступление с проектом в классе, школе. Выступление с проектом в классе, школе.
Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета, а учиться им было не у кого. Их учителем была сама жизнь, поэтому и обучение шло медленно.
Наши далекие предки из множества различных предметов сначала научились выделять отдельные предметы «ОДИН» и «МНОГО»
Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами против берлоги, трех с одной стороны и трех с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.
Пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Одна пятерня означала - 5, две Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.
В разных странах люди по-разному записывали числа. Записи появлялись в виде отложенных ракушек или камешков или в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.
Числа древних египтян
РИМСКИЕ ЧИСЛА I – один II – два III - три Цифры ПЯТЬ и ДЕСЯТЬ
Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни
Решите эти примеры: V+II= VIIIIII= IХ+I=
Цифры - буквы греков и славян
Арабские цифры. С пособ записи чисел всего десятью знаками, который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских. Но правильнее их называть все-таки индийскими.
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ЦИФРА» Ноль похож на букву О, Он не значит ничего. Но любую цифру враз Увеличит в десять раз.
Нуль – очень важная персона
Счет на АБАКЕ- разграфленной доске На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым же кружком.
ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «ЦИФРА» ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ – СУНЬЯ АРАБЫ – СИФР СИФР – «ЦИФРА» Nullum (от лат.) - НОЛЬ
ПИФАГОР 6й век до н.э.
Список литературы: Александров Э., Левшин В. В лабиринте чисел. М., Александров Э., Левшин В. В лабиринте чисел. М., Ашукин Н., Ашукина М. Крылатые слова. М., Ашукин Н., Ашукина М. Крылатые слова. М., Бакалдин В. Начинаем мы считать, Краснодар, Бакалдин В. Начинаем мы считать, Краснодар, Гагарин И. Мишка-хвастунишка. М., Гагарин И. Мишка-хвастунишка. М., Геллер Е. Игры на переменах для школьников 13-х классов. М., Геллер Е. Игры на переменах для школьников 13-х классов. М., Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка. Тбилиси, Гилева А. Дидактические игры и игровые занятия на уроках русского языка. Тбилиси, Житомирский В. Математическая азбука. М., Житомирский В. Математическая азбука. М., Кончаловская Н. Сосчитай-ка. М., Кончаловская Н. Сосчитай-ка. М., Ладонщиков Г. Кто быстрей? М., Ладонщиков Г. Кто быстрей? М., Леман И. 2x2 +шутка, Минск, Леман И. 2x2 +шутка, Минск, Мазаник А. Реши сам. Минск, Мазаник А. Реши сам. Минск, Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., Минскин Е. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., Никитин Н. Сборник арифметических задач и упражнений для 1-го класса. М., Никитин Н. Сборник арифметических задач и упражнений для 1-го класса. М., Поляк Г. Занимательные задачи. М., Поляк Г. Занимательные задачи. М., Свечников А. Число, фигуры, задачи. М., Свечников А. Число, фигуры, задачи. М., Соболевский Р. Логопедические и математические игры,Минск, Соболевский Р. Логопедические и математические игры,Минск, Сорокин П. Занимательные задачи по математике. М., пирога/Сост. Булатов М. М., Сорокин П. Занимательные задачи по математике. М., пирога/Сост. Булатов М. М., Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. М., Труднев В. Считай, смекай, отгадывай. М., Фразеологический словарь русского языка/Под. ред. Молоткова А.М Фразеологический словарь русского языка/Под. ред. Молоткова А.М Шустер Ф. Материал для внеклассной работы по математике. Минск, Шустер Ф. Материал для внеклассной работы по математике. Минск, 1968.
Благодарность в подготовке проекта выражаю своим родителям Анастасии Евгеньевне и Юрию Валерьевичу, учителю Бариновой Ольге Валерьевне.