1.Выявление типов памяти у детей младшего и среднего школьного возраста 2.Производство практических выводов и рекомендаций Цели работы:
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: Роль памяти в школьном возрасте особенно велика. Именно в этот период в связи с переходом к систематическому обучению и на его основе происходит усиленное развитие и качественная перестройка памяти ребенка. Вместе с этим, школьники еще не умеют в полной мере владеть свой памятью у них еще не выработались определенные способы и проемы заучивания. И тут особенную роль играет типологические особенности памяти, от которых зависит успешность и качество знаний учащихся. Поэтому важно знать, какой тип памяти преобладает у того или иного ребенка. А это в свою очередь даст возможность помочь им целенаправленно развивать свои мнемические способности, вырабатывать такой индивидуальный стиль познания, который был бы для них оптимальным. Полученные нами результаты могут быть использованы в работе школьного психолога.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: Наша работа состояла из теоретической части, в которой рассматривались научные аспекты касательно памяти и практической части, в которой проводились непосредственные исследования памяти школьников, а также выводов и рекомендаций. Все эти части и представлены нами ниже.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Типология памяти по сенсорной модальности зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию образная память, моторная память, эмоциональная память; по организации запоминания эпизодическая память, семантическая память, процедурная память; по временным характеристикам долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память; по наличию цели произвольная и непроизвольная; по наличию средств опосредованная и неопосредованная; по уровню развития моторная, эмоциональная, образная, словесно- логическая. Свойства памяти Точность Объем Скорость процессов запоминания Скорость процессов забывания
Процессы памяти Запоминание это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи. Воспроизведение и узнавание процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Забывание потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «Определение типов памяти методом воспроизведения по- разному воспринятых слов»
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках (см. Приложение 1), чистые листочки бумаги, секундомер. Инструкция проведения исследования: 1.выполняется после 10-минутного перерыва. Первый ряд слов внимательно прослушивается учащимися и по команде воспроизводится на выданных им листочках. 2. Второй ряд показывается учащимся и также воспроизводится по команде. 3.Третий ряд не только прослушивается, но и каждое слово «прописывается» ребятами в воздухе рукой, затем воспроизводится. 4.Четвертый ряд слов прослушивается, «прописывается» и проговаривается шепотом учениками и только потом воспроизводится на листочках бумаги. 5.Статистическая обработка данных по следующей формуле: С = В/А * 100%, где А – количество слов в ряду, В – количество слов, удержанных в памяти, С – коэффициент памяти Примечание: интервал между зачитываемыми словами – 5 секунд, следующий этап
ИСПЫТУЕМЫЕ: 2 класс - 20 учащихся (12 мальчиков 8 девочек) 3 класс - 20 учащихся (11 мальчиков 9 девочек) 5 класс - 20 учащихся (10 мальчиков, 10 девочек) 4 класс - 20 учащихся (9 мальчиков, 11 девочек) 6 класс - 20 учащихся (9 мальчиков, 11 девочек) итого – 100 школьников: девочек – 49 мальчиков – 51 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В СЛЕДУЮЩЕЙ ТАБЛИЦЕ:
КЛАСССЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ МОТОРНАЯ ПАМЯТЬ СМЕШАННАЯ ПАМЯТЬ ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ТИП 2 КЛАСС 5 (25%)4(20 %)3 (15 %)8 ( 40 % ) СМЕШАННАЯ ДЕВОЧКИ 1124 СМЕШАННАЯ МАЛЬЧИКИ 3234 СМЕШАННАЯ 3 КЛАСС 4 ( 20 % )5 ( 25 % )4 ( 20 % )7 ( 35 % ) СМЕШАННАЯ ДЕВОЧКИ 2115 СМЕШАННАЯ МАЛЬЧИКИ 2315 СМЕШАННАЯ 4 КЛАСС 3 (15 %)5 ( 25 % )4 ( 20 % )8 ( 40 % ) СМЕШАННАЯ ДЕВОЧКИ 2324 СМЕШАННАЯ МАЛЬЧИКИ 2115 СМЕШАННАЯ 5 КЛАСС 5 ( 25 % )4 ( 20 % )1 ( 5 % )10 ( 50 % ) СМЕШАННАЯ ДЕВОЧКИ 1225 СМЕШАННАЯ МАЛЬЧИКИ 2215 СМЕШАННАЯ 6 КЛАСС 3 (15 %)6 ( 30 % )2 ( 10 % )9 ( 45 % ) СМЕШАННАЯ ДЕВОЧКИ 2216 СМЕШАННАЯ МАЛЬЧИКИ 1215 СМЕШАННАЯ ИТОГО 20 ( 20 % )24 ( 24 % )14 ( 14 % )42 ( 42 % ) СМЕШАННАЯ МАЛЬЧИКИ 10 (19, 6 % ) 7 ( 13, 7 % )24 ( 47, 1 % ) СМЕШАННАЯ ДЕВОЧКИ 8 ( 17, 2 % )9 ( 18, 5 % )8 ( 17, 2 % )24 ( 47, 1 % ) СМЕШАННАЯ Таблица данных по преобладанию определенного типа памяти - количество чел (%)
Итоги: 1.Из 100 испытуемых у 20 преобладает слуховой тип памяти, у 24 – зрительный, у 14 – моторный, у 42 – смешанный, что составляет соответственно 20%, 24%, 14% и 42%. Таким образом видно, что преобладает смешанный тип памяти у школьников. 2.Проведя анализ по гендерному признаку, выясняется, что среди 51 мальчика преобладает смешанный тип памяти, что составляет 47.1%, такой же результат мы видим и среди 49 девочек. 3.Низким уровнем характеризуется моторный тип памяти. 4.Зрительный тип памяти и слуховой занимают средние позиции среди всех исследуемых типов.
Рекомендации даны: 1.Родителям детей для использования результатов исследования при выполнении домашних заданий и улучшения результатов подготовки к урокам; 2.Учителям для использования индивидуального подхода на уроков во время объяснения и закрепления материала; 3.Школьным психологам для использования в индивидуальной работе со школьниками; 4.Учителям и родителям также дополнительно представлены упражнения для развития наиболее слабых типов памяти (см. Приложение 2).