«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома» А.С.Макаренко Гиперактивность и семейное воспитание. Родительское собрание.
Цель: информировать родителей о проблеме воспитания гиперактивных детей Задачи: Сформировать воспитательные подходы Сформировать воспитательные подходы Развивать умения поиска выхода из трудных ситуаций при общении с такими детьми. Развивать умения поиска выхода из трудных ситуаций при общении с такими детьми. Дать рекомендации родителям. Дать рекомендации родителям.
По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижные», «подвижные», «импульсивные», «импульсивные», «шустрики», «шустрики», «энерджайзер», «энерджайзер», «вечный двигатель», «вечный двигатель», «живчик», «живчик», «вулканчик». «вулканчик».
Симптомы гиперактивных детей: Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. Легко отвлекается на посторонние стимулы. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе ( на занятиях, во время экскурсий и праздников). С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе ( на занятиях, во время экскурсий и праздников). На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности ( не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). При выполнении предложенных заданий испытывает сложности ( не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания). С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. Не может играть тихо, спокойно. Не может играть тихо, спокойно. Болтливый. Болтливый. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений и острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений и острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Направления: чрезмерная двигательная активность; чрезмерная двигательная активность; импульсивность; импульсивность; отвлекаемость - невнимательность. отвлекаемость - невнимательность.
Проблемы: в поведении; в поведении; в обучении; в обучении; в общении с другими людьми; в общении с другими людьми; частая смена настроения. частая смена настроения.
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей: с одной стороны, проявление чрезмерной жалости и вседозволенности; с одной стороны, проявление чрезмерной жалости и вседозволенности; с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями). с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Рекомендации родителям: Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати»- лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором. Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати»- лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения ( то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения ( то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
симптомыОтметкародителейОтметкаучителя - производит суетливые движения руками и ногами - с трудом остается на стуле - легко отвлекается на посторонние стимулы - с трудом ожидает очереди на ответ - отвечает на вопрос, не подумав, раньше, чем он закончен - с трудом выполняет инструкцию других - с трудом удерживает внимание при выполнении задания - переключается от одного незаконченного дела к другому - во время игр беспокоен - чрезмерно разговорчив - в разговоре прерывает, навязывает свое мнение - кажется, что не слышит (продолжает это делать) - теряет школьные предметы или вещи - игнорирует физическую опасность