ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММИРОВАННОЙ МОДЕЛИ УРОКА ОРФОГРАФИИ) УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ГИМНАЗИЯ 1» КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК АФАНАСЬЕВА ПОЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА
Результаты исследований, проводимых среди учащихся среднего звена обучения, показали: 1) учащиеся не имеют четкого представления о видах орфограмм; 2) не умеют актуализировать признаки различных орфограмм; 3) не владеют достаточным уровнем аналитико-синтетических умений при решении орфографических задач; 4) не соотносят правило с орфографическим явлением в практике письма; 5) часто осуществляют выбор написания по интуиции.
Актуальность инновационного проекта и противоречия в существующей сегодня в системе обучения: между требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем обученности в области орфографии; между необходимостью усиления внимания к индивидуальным характеристикам познавательной деятельности учащихся и неразработанностью действенного подхода, учитывающего особенности восприятия и усвоения грамматико-орфографического материала; между наблюдающимися явлениями социальной информатизации и желанием педагогического сообщества двигаться в этом направлении.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММИРОВАННОЙ МОДЕЛИ УРОКА ОРФОГРАФИИ) педагогический дизайн представляет собой навигационное проектирование предстоящего процесса обучения, включающего познавательные стратегии обучающихся и комплекс стратегий (приемов, методик) педагога, с целью обеспечения высокого качества преподавания. педагогический дизайн – организационно-методическое обеспечение информационной обучающей среды, в основе которого лежит программированная модель обучения.
ПРОГРАММИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ/ МОТИВАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА ОСНОВЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ППС ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАНИЙ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ОПОРОЙ НА РЕПРЕЗЕНТИРУЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРИМЕНЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОТРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗУН ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ВНЕШНИЕ КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ВКЛЮЧЕНИЕ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ В ПРОДУКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Самостоятельное формулирование орфографического правила на основе моделей Самостоятельное формулирование орфографического правила на основе моделей II КОНТРОЛЬНО- ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ Диагностика результатов (отчет об ошибках) Диагностика результатов (отчет об ошибках) НЕПРЕРЫВНАЯОБРАТНАЯСВЯЗЬНЕПРЕРЫВНАЯОБРАТНАЯСВЯЗЬ НЕПРЕРЫВНАЯОБРАТНАЯСВЯЗЬНЕПРЕРЫВНАЯОБРАТНАЯСВЯЗЬ I ДЕМОНСТРАЦИОННО- ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ Подготовка к изучению орфографического правила Актуализация лингвистических знаний Анализ нового языкового явления Анализ нового языкового явления Работа над орфографическим правилом Демонстрация орфографических моделей Овладение способами действий Овладение способами действий Тренировка-закрепление Усвоение ориентировочной основы деятельности Промежуточный контроль Реализация когнитивных индивидуальных стратегий СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ I ВАРИАНТА
Есть ли в слове буква шипящего звука Ж, Ш, Ч, Щ ? ДаНет Слышится ли после шипящего звук [ о ]? Находится ли гласный звук [ о ] в корне? Падает ли на него ударение? Является ли слово исключением? Пишите О Пишите Ё ДаНет ДаНет ДаНет ДаНет ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ II ВАРИАНТА
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЛЯ III ВАРИАНТА
Кадр из программы
Принципы педагогического дизайна: ПРИНЦИП ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ НОВЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИНЦИП КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИП ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ ПРИНЦИП ПОСТОЯННОЙ ВКЛЮЧЕННОСТИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПРИНЦИП СУБЪЕКТИВНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ГИМНАЗИЯ 1» КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК АФАНАСЬЕВА ПОЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА