1.Понятие и виды социальных отношений. 2. Понятие и виды общения.
Несколько иной пласт отношений характеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные); по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали); по сферам проявления (правовые, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, массовые, межличностные); с позиции регламентированности (официальные, неофициальные); исходя из внутренней социально- психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).
Человеческие отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических, эстетических и т.д.
Это множество предопределяется разнообразием функционально- производственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально- трудовой деятельности и в то же время возникают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.
В центре этих отношений находится человек, который рассматривается как самоценность. По проявлению нравственных отношений человек определяется как «хороший- плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т.п.
Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, магометанином и т.д.
Схематично общение можно представить следующим образом: передатчик, отправитель; получатель, приемник, адресат; канал связи; шум, сигнал; код, декодеру
коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт; познавательный аспект, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга; -интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.
вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.
Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, имеет свои правила и даже грамматику. Основное его преимущество перед письменным языком заключается в экономности, т. е. для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов, чем для письменной. Экономия достигается благодаря иному порядку слов пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Преимущества устного языка проявляются и там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени при защите своей чести и достоинства.
Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Невербальные средства общения нужны, в частности для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.
1. Визуальные: кинесика (движение рук, ног, головы, туловища); направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста); кожные реакции (покраснение, испарина); дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).
2. Акустические (звуковые): связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т. п.).
3. Тактильные (связанные с прикосновением): -физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); -такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
Общение многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. Общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятий, мышления.