Теория литературы
Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе отводится особое, почетное место. Взгляд искусства на природу можно обобщить словами Ф.Тютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык
Пейзаж изображение картин природы в литературном произведении. В литературе пейзаж - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.) или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.), так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения, отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.
Типы пейзажа Лирический пейзаж ( не связан напрямую с развитием сюжета) Собственно лирический (выражение чувств автора) Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя; использование литературных реминисценций) Метафоричность и гиперболизация. Использование риторических приёмов и ритмизированной прозы. Создает атмосферу, настроение. Пейзаж, необходимый для развития действия Сопровождает развитие внешних событий. Играет роль в духовной жизни персонажей. Описание - героем -автором Пейзаж «самоценный» Исследовательский подход «натуральной школы» Экзотический пейзаж романтиков Информативно-познавательная функция. Создание иллюзии достоверности, реальности. Пейзаж-символ Предельно обобщенный пейзажПоднятая целина в р-не М.Шолохова Вымышленный (фантастический) Создание вымышленного художественного мира. Сны и иллюзии персонажей Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский Ф.М. Достоевский
Пейзаж (по объекту изображения) ПриродныйГородской Необходимый для развития действия («Преступление И наказание») Необходимый для характеристики персонажа («Подросток» Достоевского) Лирический (Москва в «Евгении Онегине») Самоценный («Прогулка В Академию Художеств» Батюшкова) Вымышленный («История Одного города» Салтыкова- Щедрина) Деревенский
Пейзаж в литературном произведении: 1) способствует созданию образа лирического героя; 2) служит одним из средств создания местного колорита; 3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия; 4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей; 5) является источником философских рассуждений писателя; 6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; 7) служит средством характеристики социальных условий жизни; 8) может приобретать символическое значение.
Пейзаж как средство создания характеристики Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).
Характеристика места и времени сюжетного действия,. Пейзаж, открывающий повествование, привязывает его к определенному месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (Рудин Тургенева: Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички… Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя. Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику. Например, 3 глава Отцы и дети Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.
Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа). Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием темной ночи. В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии диалектики души героев.
Пейзаж как средство выражения авторской позиции Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя. Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина Господин из Сан-Франциско вокруг гигантского корабля бушует вьюга с траурными от серебряной пены валами волн и гудящая, как погребальная месса. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.
План анализа пейзажа в литературном произведении Указать место пейзажа в композиции и сюжете произведения. Определить функцию пейзажа (место и время действия, средство раскрытия психологии героя, выражение авторского миропредставления). В чьем восприятии дана картина (безличного автора – повествователя, рассказчика, героя), способ соотношения с героем: как окружение или как кругозор. Степень развернутости или лаконизма, детализированности или обобщенности. Какова общая эмоциональная (тональность) пейзажа. Выявить отношение психологизма и изобразительности. Анализ пространства и времени: картина динамичная или статичная; локальная или замкнутая; цветовые и звуковые детали; детали – лейтмотивы или детали – доминанты.