ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ Урок-практикум Русский язык, 10 класс Учитель : Ильина О.М.
Цели урока: Повторить классификацию речевых ошибок; Формировать умение находить речевые ошибки в речи ; Вырабатывать умение исправлять речевые ошибки; Научиться оценивать качество речи.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию: Определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию: Лягу – ляжу, кладу – ложу, награжу – наградю, туфлей – туфель, противень – протвень. Лягу – ляжу, кладу – ложу, награжу – наградю, туфлей – туфель, противень – протвень. От данных слов образуйте формы И.п. мн.ч.: От данных слов образуйте формы И.п. мн.ч.: Автор, адрес, директор, договор, Автор, адрес, директор, договор, катер, торт, цех, лектор. катер, торт, цех, лектор.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Просторечия: ляжу, ложу, наградю, туфлей, – протвень. Просторечия: ляжу, ложу, наградю, туфлей, – протвень. Автор - авторы, адрес - адреса, директор - директора, договор - договоры, катер - катера, торт - торты, цех - цеха, лектор - лекторы. Автор - авторы, адрес - адреса, директор - директора, договор - договоры, катер - катера, торт - торты, цех - цеха, лектор - лекторы.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.: От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.: Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины, сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи. Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины, сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи. Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.: Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.: Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление. Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3) Абрикосы - абрикосов, апельсины - апельсинов, барышни - барышень, гектары - гектаров, осетины - осетин, мандарины - мандаринов, сапоги - сапог, чулки – чулок, полотенца - полотенец, носки - носков, оладьи - оладий. Абрикосы - абрикосов, апельсины - апельсинов, барышни - барышень, гектары - гектаров, осетины - осетин, мандарины - мандаринов, сапоги - сапог, чулки – чулок, полотенца - полотенец, носки - носков, оладьи - оладий. Дерево – оба дерева, обоим деревьям, дочь – обе дочери, обеим дочерям, постель – обе постели, обеим постелям, директор – оба директора, обоим директорам, сын – оба сына, обоим сыновьям, заявление – оба заявления, обоим заявлениям. Дерево – оба дерева, обоим деревьям, дочь – обе дочери, обеим дочерям, постель – обе постели, обеим постелям, директор – оба директора, обоим директорам, сын – оба сына, обоим сыновьям, заявление – оба заявления, обоим заявлениям.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом: Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом: Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Когда я прочитал пьесу, передо мной встали образы персонажей. Когда я прочитал пьесу, передо мной встали образы персонажей. Мы вошли в кочегарку, и нас обдало жаром.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Найдите и исправьте грамматическую ошибку: Найдите и исправьте грамматическую ошибку: Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет великолепия Эрмитажа. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет великолепия Эрмитажа. Перепишите словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже: Перепишите словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже: Приехать по (окончание института), возвратиться по (прибытие в столицу). Приехать по (окончание института), возвратиться по (прибытие в столицу).
Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа. Приехать по окончании института, возвратиться по прибытии в столицу. Приехать по окончании института, возвратиться по прибытии в столицу.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 26) Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно: Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно: По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 28) По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере. «Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.
Речь хорошая: Логич- ность точность Вырази- тельность чистота уместность богатство
нормы Орфоэпические Лексические Грамматические Словообразовательные Морфологические Синтаксические
ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Употребление слова в несвойственном ему значении Нарушение лексической сочетаемости Лишнее слово (плеоназм) Тавтология Неуместное повторение слов
ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК Двусмысленность при употреблении местоимений Синтаксическая бедность Нарушение порядка слов Нарушение видо-временных отношений глаголов Стилистическая неуместность
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.Мысль развивается на продолжении всего текста. 2.Он пристально слушал мой рассказ. 3.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами. Употребление слова в несвойственном ему значении.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно. 2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного вальса. 3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки.. Стилистическая неуместность
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.Он рассказал автобиографию своей жизни. 2.Поэт испытывал сильную ностальгию по родине. 3.Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры. 4.Мы дорожим каждой минутой времени. Употребление лишних слов
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. 2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям. Синтаксическая бедность
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Отредактируйте предложения: 1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 3. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. Нарушение порядка слов
Индивидуальные карточки с вашими речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.