Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Цель Учить внимательному прочтению текста Раскрыть основные функции детали в создании художественного образа Показать роль детали на примере конкретного образа
« Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Н.В.Гоголь
Работа с термином Деталь ( от франц. detail – часть, подробность ) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т. д. в произведениях с деталью связан какой - либо идейно - тематический мотив.
Тезисный план лекции Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно - бытовых деталей. Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
Отдельно можно говорить о детали в портретах ( глаза Плюшкина « бегали … как мыши », Манилов « имел глаза сладкие, как сахар » и т. д.) Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ века
Принципы отбора деталей и их функции 1. Деталь как средство типизации ( типичность города, гостиницы, типичность в одежде ) 2. Деталь как средство индивидуализации ( например, Манилов : портрет, речь, дом, кабинет, еда )
Работа в группах Задание : во 2 главе найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте главы. Группа 1 – детали пейзажа Группа 2 – детали портрета Группа 3 – детали интерьера Группа 4 – детали, помогающие описать поведение героев
Реализация задания Вопрос к группам : какую характеристику ( положительную или отрицательную ) персонажу дает автор ? Вывод : детали помогают автору дать его герою отрицательную характеристику.
Эксперимент Сравнить два текста ( оригинальный текст Гоголя и адаптированный текст, лишенный деталей ) В чем вы почувствовали разницу ? Какой вывод на основании проделанной на уроке работы вы можете сделать ?
Домашнее задание 1. Сочинение на тему « Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина » 2. Подготовиться к диспуту по гл. 11. Основной вопрос диспута : Чичиков – это беда или надежда России ?