Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.В. Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Автор презентации: Иванова Е.И. МОУ Мирновская СОШ.
Advertisements

Как увидеть большое в малом?. Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию.
Образы крестьян и помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Проект для учащихся 9 класса.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. Сфера сатиры - преимущественно.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Анализ эпизода. «Первый бал Наташи Ростовой» (По роману «Война и мир» Л.Н.Толстого ) Урок литературы 10 класс Учитель: Фролова Н.Н.
Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения Урок литературы по роману М.Ш.ШОЛОХОВА.
Образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Учебный проект по литературе Автор Чистякова Н.Н.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
Вопросы по теории литературы. Эпические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Выполнил ученик МОУ СОШ 1 с. Левокумского Соромытько Кирилл Проверила: Шурупова Светлана Михайловна.
Уроки по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в 9 классе. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель русского языка и литературы МОУ Улётолвская сош Забайкальского.
(// - такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Уроки по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Жизнь и творчество Н. В. Гоголя Историческая и фольклорная основы повести. Нравы и быт казаков. Нравы и быт.
Программа под ред. Лебедева 6 класс И.С.Тургенев «Бежин луг» 3 часа.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Транксрипт:

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

Цель Учить внимательному прочтению текста Раскрыть основные функции детали в создании художественного образа Показать роль детали на примере конкретного образа

« Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Н.В.Гоголь

Работа с термином Деталь ( от франц. detail – часть, подробность ) – значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т. д. в произведениях с деталью связан какой - либо идейно - тематический мотив.

Тезисный план лекции Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно - бытовых деталей. Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.

Отдельно можно говорить о детали в портретах ( глаза Плюшкина « бегали … как мыши », Манилов « имел глаза сладкие, как сахар » и т. д.) Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ века

Принципы отбора деталей и их функции 1. Деталь как средство типизации ( типичность города, гостиницы, типичность в одежде ) 2. Деталь как средство индивидуализации ( например, Манилов : портрет, речь, дом, кабинет, еда )

Работа в группах Задание : во 2 главе найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте главы. Группа 1 – детали пейзажа Группа 2 – детали портрета Группа 3 – детали интерьера Группа 4 – детали, помогающие описать поведение героев

Реализация задания Вопрос к группам : какую характеристику ( положительную или отрицательную ) персонажу дает автор ? Вывод : детали помогают автору дать его герою отрицательную характеристику.

Эксперимент Сравнить два текста ( оригинальный текст Гоголя и адаптированный текст, лишенный деталей ) В чем вы почувствовали разницу ? Какой вывод на основании проделанной на уроке работы вы можете сделать ?

Домашнее задание 1. Сочинение на тему « Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина » 2. Подготовиться к диспуту по гл. 11. Основной вопрос диспута : Чичиков – это беда или надежда России ?