Учебный предмет: музыка. Участники проекта: учащиеся 7 классов. Руководитель проекта: учитель музыки гимназии – интерната 6 ОАО «РЖД» Шурина И.Г. Исследовательский проект
Основополагающий вопрос: Какое наследие оставил А.Шнитке нашим современникам? Вопрос учебной темы: Наш земляк – композитор А. Шнитке. Что мы знаем о нём?
Дидактические цели проекта: развитие самостоятельной познавательной деятельности в области искусства, формирование навыков работы в команде. Методические задачи проекта: освоить сбор информации через литературные источники; освоить музыкальную информацию; научить проводить опрос населения, научить анализировать и кратко излагать результаты исследований.
Темы самостоятельных исследований: Биография композитора. Творческое наследие А. Шнитке. Знакомство с музыкальными произведениями композитора. Учреждения, названные именем известного музыканта. Наши современники. Что они знают о нашем земляке? Результаты преставления исследования: Презентация интересных фактов, объектов и музыкального материала по теме исследования.
Этапы и сроки проведения проекта. Деятельность учителя.Деятельность учащихся.Сроки проведения. Выбор темы исследования, предъявление творческого задания, формирование групп по проведению исследования. Обсуждение темы исследования и творческого задания. Ноябрь, 1 урок, 15 мин. Консультации.Обсуждение плана работы учащихся и возможных источников информации, составление анкеты по опросу населения. Ноябрь, внеурочное время. Самостоятельная работа групп по выполнению творческого задания. Декабрь – январь. Организация экскурсии в музей А. Шнитке. Посещение музея.Январь, внеурочное время. Консультации.Подготовка презентации о проделанной работе. Февраль – март. Организация презентации.Защита полученных результатов исследования. Апрель, 1 урок.
- крупнейший композитор хх века, вошедший в разряд классиков на столетия.
В результате самостоятельных исследований группа биографов (Башкирова И., Васильева И., Румянцева А., Спирина А., Шептухина А., Ширшова Ю.) представила следующую информацию о биографии композитора.
А. Шнитке родился 24 ноября 1934г в гооде Энгельсе. Отец – Гарри Шнитке был журналистом, русско – немецким переводчиком. Мать – Мария Фогель преподавала немецкий язык в школе. Альфрд был старшим из трёх детей в семье Шнитке.
Музыкальное образование А. Шнитке началось в 12 лет в Вене. Его первой учительницей по классу фортепианно была Шарлотта Рубер. В возрасте 14 лет юный музыкант поступил на дирижёрско-хоровое отделение Музыкального училища имени Октябрьской революции в Москве. В 1953 году Шнитке поступает в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского.
Ирина Фёдоровна Катаева-Шнитке -известная пианистка и супруга композитора. Это был поистине освящённый брак, где «Мастера», идущего сквозь тернии роковых ударов, понимала и оберегала его «Маргарита» – верная, любящая, прекрасная.
Что же нового, интересного о музыкальном наследии А. Шнитке открыла для себя и для нас группа музыковедов данного проекта ? Музыковеды: Дадаева Т., Долгова Д., Земцова К.
В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Ему принадлежит разработка концепции и сам термин «полистилистика». Новый стиль в музыке позволял удерживать и сохранять в современном творчестве одновременно любые исторические и социальные стили. В.Ленивкин «Музыка Шнитке».
Новая простота, как особый музыкальный стиль явилась без предупреждения. По спирали личной судьбы, композитор передвинулся на противоположный виток – к тихой, внутренней музыке. Религиозность, «тишина» и «новая простота» с удивительной естественностью сошлись в его Реквиеме.
В первой половине 80-х композитор почувствовал в себе могучий прилив симфонизма, в который он теперь вплавил человечность «новой простоты».
Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Среди произведений композитора Оперы – «Одиннадцатая заповедь» и «Жизнь с идиотом», балет «Лабиринты» 9 симфоний, концерты, «Реквием», Кантаты, оратории и др. А.Шнитке написал музыку более, чем к 60 кинофильмам.
Очень рано пришло к А. Шнитке широчайшее международное признание. Его произведения исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижёров современности.
Группа историков исследовала материал, связанный с последним годом жизни великого музыканта, а так же изучила, где увековечена память о нём. Историки: Мамыкина О., Хрипаева А.
3 августа 1998года Альфреда Шнитке не стало. Весть о его смерти облетела весь мир. Как писала пресса это были проводы «последнего гения музыки ХХ века».
Имя А. Г. Шнитке было присвоено Московскому государственному институту музыки, который некогда окончил композитор. В 2000 году при институте был открыт музей им. А.Шнитке.
В 2001 году Саратовская областная филармония получила имя А.Г.Шнитке. В родном городе композитора, Энгельсе, музыкально – эстетический лицей носит имя А.Шнитке, а при краеведческом музее открыта постоянно действующая выставка.
В 2009 году, к 75–летию композитора, в Энгельсе в сквере им. А.Шнитке состоялась церемония закладки камня на месте будущего памятника Почётному гражданину города – А.Шнитке. В тот же день прошло торжественное открытие мемориальной доски с барельефом на здании бывшей школы 25, в которой учился А.Шнитке.
О.Языков, «Портрет художника. Памяти Шнитке». «…Всё в истории бесконечно, и ничто не имеет окончательного качества и определения…» А. Шнитке Сама же МУЗЫКА, пройдя сквозь смерть её автора, навсегда обретает свою вневременную жизнь.
Наши современники. Что они знают о нашем земляке? Участники проекта провели опрос населения. Было опрошено – 73 человека. Из них только 39 смогли принять участие в опросе, ответив положительно на первый вопрос.
Результаты опроса. Вопрос До 17лет лет 41 и более данетданетданет 1Знаете ли вы, кто такой А.Шнитке? Знаете ли вы, как его имя связано с Саратовской областью? Знакомы ли вы с творчеством композитора? Слышали вы его произведения? Актуально ли его творчество сегодня? Интересно ли вам узнать о жизни и творчестве этого музыканта?
Диаграммы опроса да нет